Недавно в кинематографическом мире состоялось пополнение «артхауса» – «кино не для всех». «Небесные жены луговых мари», успевшие к настоящему времени обратить на себя внимание критики и собрать кое-какие награды, присуждаемые за кино. Несколько лет назад были новостью «Овсянки», которые позиционировались как «финно-угорское кино». Так что с кинематографом связь у древней марийской земли имеется. В 20-е годы в Марийском крае снимали документальное кино, которое должно было познакомить с народом мари всесоюзную аудиторию, отчего упор делался именно на культурно-обрядовую и бытовую жизнь.
Снимались в кино и марийские актеры. Если о Кырле, сыгравшем Мустафу в первом советском звуковом фильме «Путевка в жизнь» (1931), знают практически все в нашей республике, то о первой профессиональной марийской киноактрисе Валентине Смирновой, сыгравшей роли в фильмах «Соло», «Сквозь огонь», «Свидетель», «Сказка о звездном мальчике», «В лесах под Кавелем», нет. И неудивительно: копии фильмов были выпущены малым тиражом и прошли «вторым экраном». В энциклопедическом словаре «Кино», о них нет ни строчки. Больше повезло нашему Василию Домрачеву, который снялся в таких значимых фильмах, как «Иди и смотри» (1984) и «Меня зовут Арлекино»(1986). Широкую известность ему принесла роль прокурора в комедии Александра Рогожкина «Особенности национальной рыбалки» (1996).
Но первым игровым фильмом, снимавшимся на марийской земле, следует считать фильм с несколько загадочным и ничего не объясняющим названием «Кто сильнее его». С того времени прошло целых тридцать лет.
Снимать его начали летом 1983 года по сценарию Владимира Обухова. Первоначально сценарий назывался «Август красный и белый», видимо, потому, что описывал события, происходившие в Царевококшайске как раз в августе 1918 года. Печатали его в «Марийской правде». Осталось неясным, почему юрист и журналист Гостелерадио, специализировавшийся на документальном кино, обратился к событиям марийской истории, ведь здесь не сталкивались армии красных и белых и Марийский край не захватывали ни белочехи, ни Колчак.
Центральным событием сделали кратковременное падение советской власти, которую через две недели восстановили нижегородский и латышский полки. Правда киношники и тут не удержались от того, чтобы не наворотить в сюжете картины различных экзотических персонажей, начиная от белых офицеров и кончая марийскими языческими жрецами-картами. Хотя и консультировались они с сотрудниками МарНИИ по поводу марийской одежды с крупными геометрическими фигурами – квадратами и ромбами. Кое- кто из консультантов даже попал в состав марийской массовки. На роль Юнай нашли студентку 3 курса ГИТИСа Инну Иванову.
(Продолжение следует)