Закупки для школ

Закупки в образовательных организациях: основные моменты

Закупочная деятельность школ осуществляется на бюджетные средства. Трата казенных денег имеет социальную направленность и преследует следующие цели:

  • развитие инфраструктуры образовательного учреждения;

  • информационная открытость проведения торгов и выбора победителя;

  • рациональный подход к трате бюджетных денег;

  • разумное управление средствами, осуществление в первоочередном порядке необходимых покупок.

Необходимо отметить, что ФЗ-44 является не единственным законом для регулирования сферы закупочной деятельности. При трате грантовых или собственных средств учреждения или на условиях субподряда действует ФЗ-223. Порядок определяется внутренним положением школы. Для работы на торгаз по 44 или 223 ФЗ потребуется электронная подпись.

Закупочная процедура производится в различных вариантах:

  • электронный аукцион;

  • открытый конкурс;

  • запрос котировок;

  • закупка у единственного поставщика.

Процедуру может выполнять сама школа, регулирующие ее работу ведомства и организации-посредники.

Организация закупочной деятельности школ

Основной принцип закона — максимальная конкуренция исполнителей заказа. Достичь этого удается при получении большого числа заявок на выполнение контракта от поставщиков. Минусы при этом также очевидны: это большой оборот документов, значительные временные затраты. Требуется подготовка большого пакета документов, их размещение на электронных торговых площадках, соблюдение сроков и правил проведения торгов.

Выход из ситуации — статья 93 ФЗ-44. Пункт 1 допускает заключение контракта с единственным исполнителем по выбору учреждения.

Рассмотрим основные моменты всех вариантов более подробно.

Электронный аукцион

Осуществление закупочной работы государственными учреждениями в согласии с Распоряжением Правительства РФ № 471-р проводится наиболее часто именно путем аукциона.

Регламент прописан в ФЗ-44. Торги проводят через электронные торговые площадки. Школы обязаны подавать заявки через государственные порталы, например, ЕЭТП, РТС-тендер, «Общероссийская Система Электронной Торговли» и другие.

Электронный аукцион — закупка, при которой данные о намерении приобрести услугу или товар размещаются в ЕИС и видны неограниченному числу поставщиков.

Основные преимущества аукциона:

  • наиболее дешевая форма проведения торгов;

  • информационная открытость проведения;

  • минимальный риск коррупционных схем;

  • высокая конкуренция между поставщиками благодаря открытости информации;

  • широкий круг участников из-за применения цифрового формата;

  • безопасность сделки.

Лимита по минимальной цене контракта и числу заявок при аукционе нет. Победу одерживает участник, предложивший наиболее низкую стоимость исполнения. Это основная проблема аукционов. При подготовке документации на тендер образовательная организация должна максимально конкретно установить требования к квалификации поставщика. Список критериев включается в документы по закупке и содержит запрос сертификатов и лицензий.

Конкурс

Проведение конкурса отчасти перекликается с аукционом. Здесь присутствует информационная открытость проведения тендера. Однако выбор победителя не сводится только к стоимости исполнения заказа. Предложения от участников конкурса оцениваются и по другим критериям исполнения, то есть предоставляется возможность выбрать необходимого поставщика по ряду критериев в «ручном» режиме.

Запрос котировок

Закупка путем запроса предложений наиболее проста. Извещение о тендере включает минимальную информацию о заказе:

  • предметы или услуги, которые заказчик желает приобрести;

  • вариант оплаты;

  • необходимость доставки товара;

  • отсутствие компании-исполнителя в перечне недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков ведется государством по статье 104 ФЗ-№ 44. Здесь публикуются данные об исполнителях, которые отказались от подписания договора, контракты с которыми расторгнуты в суде или при отказе заказчика от услуг поставщика при нарушении им пунктов договора.

Закупочная деятельность методом запроса котировок используется для покупки одного вида товаров или услуг по стоимости до 500 тысяч рублей. Контракт заключается с участником, который предложил минимальную цену.

Закупка у единственного поставщика

Образовательная организация имеет право избежать тендеров в 2 ситуациях:

  • стоимость контракта невелика, нет экономического смысла в проведении конкурентных торгов;

  • приобретаемые товары или услуги производятся единственным поставщиком, который имеет исключительные права на них.

Метод применяется при необходимости оплаты услуг физического лица. В случае со школами это могут быть услуги экскурсовода, приглашенного лектора, преподавателя. Так можно оплатить приобретение билетов в театр, цирк, на концерт, в музей.

При данном способе необходимо подтвердить факт исключительных прав исполнителя на товары/услуги. Они прикрепляются к заключаемому с организацией контракту. Это могут быть:

  • договор автора с издательством (покупка литературы, методических материалов);

  • патент на изобретение (приобретение специфических устройств для организации учебного процесса, приборов и т. д.);

  • лицензия на осуществление деятельности.

Закон разрешает совершать покупку товаров или услуг у выбранного им поставщика при стоимости не выше 400 тысяч рублей и условии, что за год общая стоимость таких договоров не превысит 20 млн рублей и не выйдет за пределы 50 % от общего объема произведенных закупок. При бухгалтерском подсчете общих сумм берется дата совершения платежа по контракту, а не дата его подписания.

Особенности некоторых форм закупок для школ

Кратко осветим нюансы приобретения образовательными учреждениями некоторых видов товаров и услуг:

  • Продукты питания приобретаются по нормам ПП № 99 и ПП№ 832. Организуется конкурс с ограниченным участием. Лимитировано приобретение продуктов зарубежного производства, отдается предпочтение товарам государств — участников ЕАЭС.

  • Медицинские препараты и устройства приобретаются по международному непатентованному названию без указаний определенной торговой марки. Закупки конкретных марок возможны при их указании в специальном перечне лекарственных препаратов, сформированном Правительством РФ.

Заключение

Закупочная деятельность для образовательных организаций строго регламентируется законодательством. Закон оставляет школам возможность для выбора метода приобретения товаров/услуг, необходимых для организации учебного процесса. При гибком подходе к закупкам и учете интересов заказчика этот процесс может быть эффективным и способствовать развитию сферы отечественного образования.

Популярное