Автомобильный рынок в неопределенности: аналитики прогнозируют динамику цен на новые машины к концу 2025 года
- 30 июля 14:50
- Василий Коркин

Сдержанный оптимизм на фоне пессимизма экспертов автомобильной отрасли
Рынок новых легковых автомобилей в России переживает стагнацию, и по мнению большинства экспертов, оживление возможно только при значительном стимулировании спроса или появлении уникальных экономических факторов. Текущая ситуация вызывает пессимизм, а снижение ключевой процентной ставки, хоть и призвано оживить экономику, пока не оказало заметного влияния на интерес к покупке машин. Редакция портала "Автовзгляд" поддерживает этот анализ, признавая при этом высокие риски в любых прогнозах.
Сергей Целиков, руководитель аналитического агентства "Автостат", высказывает осторожный оптимизм. Он считает, что сочетание сниженных процентных ставок по кредитам и агрессивных скидок от производителей и дилеров может запустить восстановление рынка. Целиков прогнозирует более благоприятную динамику продаж во второй половине года по сравнению с первыми месяцами. Однако, до уровня аналогичных периодов прошлого года рынок, по его оценке, еще не дошел.
Важно отметить, что авторынок России сильно зависит от государственной поддержки и экономической стабильности. В 2023 году, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых автомобилей выросли на 62% по сравнению с 2022 годом, достигнув 1,061 млн единиц. Однако этот рост был достигнут на фоне низкой базы предыдущего года и активного импорта автомобилей из Китая.
Эксперт Олег Шишков, аналитик автомобильного рынка, отмечает: "Безусловно, снижение процентных ставок - это позитивный сигнал для покупателей, но его эффект может быть нивелирован другими факторами, такими как снижение реальных доходов населения и неопределенность в экономике. Программы льготного автокредитования и утилизации могли бы дать более ощутимый толчок, но их реализация требует значительных бюджетных вливаний". Шишков также подчеркивает, что отсутствие стабильного предложения, вызванное логистическими проблемами и уходом ряда иностранных брендов, также оказывает давление на рынок.
Портал "Автовзгляд" считает, что в позиции Целикова больше осторожной надежды, чем безусловного оптимизма, особенно учитывая его оговорку о невозможности достижения прошлогодних объемов. В целом, настроение других участников автомобильного рынка остается сдержанным, если не скептическим, относительно ближайших перспектив роста.
Похожее событие произошло ранее. В 2025 году Ассоциация Российских автомобильных дилеров (РОАД) предложила ужесточить налоговую нагрузку на автомобили старше 15 лет и ввести обязательный полугодовой техосмотр. Эта инициатива, направленная на стимулирование спроса на новые автомобили, вызвала дискуссии среди экспертов. Средний возраст автопарка в России на тот момент превышал 10 лет, а значительная часть автомобилей старше 15 лет эксплуатировалась в регионах с низким уровнем доходов.