«Я умела находить порыв в уравнениях»: поэтесса из Йошкар-Олы о своем творческом пути

«Я умела находить порыв в уравнениях»: поэтесса из Йошкар-Олы о своем творческом путиАлександра Ардова / фото Татьяны Островской

Графический дизайнер, инженер по образованию, в прошлом фотохудожник, мама

Александра Ардова —  олицетворение творчества и парадоксов с ним связанных. Она с трех лет начала писать стихи, а сейчас может гордиться тремя книгами и группой во «Вконтакте» почти с десятью тысячами читателей. Путь к текстам на заказ и репостам в миллионных пабликах она прошла без помощи профессиональных продюсеров, а лишь с поддержкой друзей. Талант сам пробьет себе дорогу.

Поиск среди сотен занятий

«Многие школьники пишут стихи, и я не думаю, что чем-то отличалась от них. Лет с 16-ти я начала писать серьезнее. Помогла ли мне школьная литература? Да, в плане осознания глубины, на которую я хочу погрузиться.У меня была хорошая учительница. Не обучая стихосложению специально, она через анализ текстов великих мастеров помогла сформировать нейронные связи, которые я использую при написании стихотворений сейчас. Возможно, и математика помгла не меньше – в процессе обучения я глубже узнавала мир», —  рассуждает Александра.

В школе она издает свою первую книгу под названием «Свет главных слов». Это собрание ее стихов и фотографий, сплетенных воедино. К слову, учеба на отлично в школе позволила спокойно выбирать жизненный путь.

Нелогичный шаг

Еще удивительнее то, что она, будучи школьником, который пишет стихи, выбирает радиотехнический факультет. Сама парадокс объясняет следующим образом:

«Родители были за моё техническое образование, в семье считалось, что творчество —  скорее хобби. А вообще я всегда хорошо училась и могла позволить выбрать себе любое направление. Выбор пал на физико- математическое  —  я с 5-го класса решала сложные задачи по алгебре и ходила на олимпиады. Плюс техническое образование в Йошкар-Оле действительно хорошее, грех было это не использовать, учитывая, что я не планировала уезжать учиться в другой город».

—  Как же уживался творческий порыв с формулами и уравнениями?

«До поры до времени я умела находить порыв и в уравнениях. Когда звенья сплетались в схему, я чувствовала тот же восторг, какой испытываю при сложении строк в стихи. Потом поняла, что не все можно выразить цифрами. Вернее, уверена, что великие ученые и инженеры могут и это, просто у меня было недостаточно знаний. И, кстати, я думаю, каждый поэт должен прослушать курс высшей математики, чтобы в полной мере осознать бесконечность, предел, зависимость и независимость, научиться держать в голове несколько неизвестных и мого всего ещё».

Некоторые конспекты в универе превращались в стихи. В студенческие годы она успевает еще поработать вокалисткой в ресторане и дизайнером на городском портале. Тут же выходит вторая книга пищущего фотографа или снимающего поэта.

«Второй сборник издала во время учебы в вузе, собрала свои стихи, фото, рисунки и издала на сайте, где печатают фотокниги, что совершенно невыгодно коммерчески. Это скорее альбом, а не полноценная книга», —  рассказывает поэтесса.

Новое дело

Универ закончен с красным дипломом, за плечами уже два сборника. И вот развилка, куда податься? Творчество, связанное с фотографией и стихотворениями  или техническая профессия? Правильно! Александра уезжает в Сочи работать вокалисткой в большом отеле. И здесь она не забывает про стихи, а, самое главное, потихоньку практикуется еще в одном деле, которое впоследствии станет для нее основной профессией.

«В общеобразовательной школе, где я училась (это была школа «Обыкновенное чудо») я прошла курс графического дизайна. В вузе немного помогала преподавателям с дизайном. А после «Политеха», в Сочи, тоже делала дизайн меню, флаеры какие-то. Вернувшись в Йошкар-Олу, я нашла работу дизайнером в сети кинотеатров, а после устроилась в IT- компанию в Москве, где работаю и сейчас».

Во время учебы в университете Александра начала давать первые сольные концерты – это были площадки Йошкар-Олы, Буквоед на Невском, Библиотека им. Гоголя (Санкт-Петербург), ресторан Жан-Жак, Центр документального кино (Москва). Выступая в Москве, поэтесса получает свой псевдоним – Ардова.

«Мне не очень нравилось, как ведущие и зрители произносят мою настоящую фамилию, и я задумалась о псевдониме. Ардову придумал организатор первых концертов, мой читатель Олег. Он любил творчество актрисы Анны Ардовой и считал меня похожей на нее. Сейчас меня иногда приписывают к членам ее семьи (а это настоящая династия). Мне ужасно неудобно. Если бы я знала это раньше, не брала бы псевдонима, тем более моя новая фамилия тоже короткая и звучная. Надо было потерпеть пару лет до замужества (смеется).

«Я читаю стихи под живую музыку. Мы заранее продумываем с музыкантами, чтобы музыка соответствовала характеру стихотворений и дальше работаем в режиме импровизации. Сначала мы с менеджером находили профессиональных музыкантов и платили им, но сейчас мне аккомпанируют мой муж, брат или друзья, и они не менее профессиональны (улыбается), (супруг Александры – выпускник Саратовской Государственной Консерватории, артист Симфонического оркестра Москвы «Русская Филармония» —  прим. ред.».

Семья и творчество

Именно один из первых концертов- квартирников свёл ее с будущим мужем. Они сыграли программу в книжном клубе «Гиперион» после чего, как говорит сама поэтесса, не расставались. Сейчас Александра (теперь Смолина) —  жена и мама маленькой дочки. Появление семьи послужило поводом переехать в Москву окончательно — ранее она кочевала между двумя городами. Йошкар-Ола не отпускала и не отпускает сейчас. Официальная работа и семья сократили время на творчество — потери чувствуются:

«Свободного времени стало гораздо меньше. Многое поняла, про всё написала. Садиться за стихи стала реже. Наверное, надо специально выделять на это время но, если оно появляется, хочется отдохнуть. Многие завершают свой поэтический путь как раз после первой молодости. У меня тоже упала производительность, зато качество стало лучше. Сейчас я работаю над новой книгой. Там тоже будет связь дизайна и стихов», —  выруливает Александра из грустной ноты на позитивную.

Литературный блок

—  Сейчас, садясь за написание стихотворения, вы больше уделяете внимание его структуре, или же это поток сознания?

«Сейчас стихотворение само выстраивается грамотно. Без потока никуда, будь то  простая структура или сложная. Раньше я думала: как же стихи мастеров, написанные авторским сложным размером ( не относящимся к классической системе) выглядят не так, будто автор забыл посчитать слоги, а целостно, «джазово», гениально. А у кого-то наоборот. Сейчас поняла,—  если сложные стихи кажутся классными, — они написаны как раз в потоке сознания. То есть, если вымучивать каждую строку, высчитывая слоги, получится «необходимо, но недостаточно». Есть куча идеальных стихотворений выверенных с точки зрения структуры ямба и хорея, но они не несут для человечества, мирового эфира, ничего нового».

—  Может ли современный поэт сказать что-то новое, когда все самое важное уже сказано в классической литературе?

«Новых тем действительно нет. Мой папа, когда я училась в школе, сказал: «не переживай, все сюжеты уже описаны в Библии, остальное —  их модификация». Однако эти сюжеты (в широком смысле) можно преломить призмой жизненного опыта и уникального взгляда —  и показать их новые грани.  Но опыт автора в произведении должен соответствовать действительному. Бывает, поэт пытается писать как будто бы он ультрамодный хипстер, а он на самом деле не хипстер, а студент ПТУ. И сразу чувствуется фальшь. А написал бы про его район, хрущевки и гаражи, было бы, по крайней мере, честно».

—  Что вы транслируете в своем творчестве?

«Я не передаю какую-то информацию или знания  —  для этого есть проза. Скорее я ловлю фразу, у которой форма совпадает с содержанием. Чтоб у мысли был такой же облик, какой и посыл. Мне важно найти соответствие и от него уже писать, чтобы это было не просто повествование, а космогоническое произведение искусства. Мой критерий – чтобы стихи даже для иностранца, не знающего русский, звучали красиво. Или наоборот, чтоб содержание не потеряелось,  и мысль осталась ценна даже в прозе, если убрать поэтическую форму.  И, конечно, работаю ради мурашек читателя.».

—  «Связь с космосом», «космическая составляющая» —  очень много слышал от вас упоминание слова «космос». Что вы вкладываете в это слово?

«Можно, имея опыт и знания, написать стихи на заказ на совершенно любую тему. Но не факт, что произведение получится ценным. Связь с космосом или выход на орбиту необходим, чтобы стихи стали поэзией в высоком смысле. Чтобы форма резонировала с содержанием и чувствовалась уникальность взгляда и стиля. Это такой сверхъестественный взгляд на быт. Я говорю про космос, потому что это звучит более-менее в нейтральном ключе. На самом деле, высшие силы у каждого свои, я, например, верю в Бога.

Работа, новая книга, ребёнок —  Александра, как и всегда, взялась за несколько дел сразу и точно справится. Если человек всегда был деятельным, он пойдет этим путём и дальше.

...

  • 0

Популярное

Последние новости