Объезд препятствий: эксперты раскрыли главную ошибку водителей — встречка или обочина?
- 26 августа 02:00
- Василий Коркин

Правила объезда препятствий на дороге по мнению Верховного Суда
В дорожной практике часто возникают ситуации, когда движение по полосе становится невозможным из-за преграды. Автомобилисты задаются вопросом: как правильно объехать такую помеху - по встречной полосе или по обочине? Верховный Суд недавно дал разъяснения по этому поводу, внеся ясность в трактовку Правил дорожного движения (ПДД).
Согласно пункту 1.2 ПДД, препятствием признается неподвижный объект, который полностью перекрывает движение по данной полосе. Сюда относятся сломанные транспортные средства, глубокие ямы, обвалы грунта. При этом, например, остановившийся для высадки пассажиров автобус не считается препятствием. Разграничение этих понятий критично, поскольку от этого зависит квалификация возможных нарушений и мера наказания.
Верховный Суд установил, что объезд неподвижного препятствия по встречной полосе не подпадает под часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Эта статья предусматривает серьёзные санкции: штраф в размере 7500 рублей или лишение водительских прав на срок до шести месяцев. В случае объезда препятствия по встречной полосе применяется часть 3 статьи 12.15 КоАП РФ, которая влечет штраф от 1000 до 1500 рублей.
Что касается использования обочины для объезда, то здесь ситуация однозначна. Съезд на обочину для движения является нарушением. Часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ предусматривает за такое действие штраф в размере 1500 рублей.
В идеальной ситуации водитель должен остановиться и дождаться сотрудников ГИБДД, которые организуют безопасный объезд. Однако в реальных условиях такой сценарий часто неосуществим.
В этом случае водителю приходится самостоятельно оценивать обстановку, взвешивать риски и принимать решение. Ключевым фактором является неподвижность объекта и полное блокирование им полосы движения. Это отличает препятствие от обычного затруднения, например, медленно движущегося транспорта или автобуса. Объезд такого "затруднения" по встречной полосе или обочине будет являться нарушением.
Разъяснения Верховного Суда направлены на защиту водителей, вынужденных маневрировать в экстренных обстоятельствах. Тем не менее, это не отменяет ответственности за необоснованные нарушения правил дорожного движения. Эксперты рекомендуют устанавливать видеорегистратор, так как его записи помогут доказать обстоятельства дорожной ситуации и наличие препятствия.
Справочно: в Российской Федерации в 2023 году зарегистрировано 131 433 дорожно-транспортных происшествия. Это на 5,1% меньше, чем в 2022 году. Однако количество погибших в них людей выросло на 0,4%, составив 14 509 человек.
Пример: в городе Красноярск водитель, объезжая глубокую яму, вынужден был выехать на встречную полосу. Сотрудники ГИБДД пытались вменить ему нарушение по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, настаивая на лишении прав. Однако после разъяснения Верховного Суда ему был выписан штраф в 1500 рублей.
"Позиция Верховного Суда дает водителям больше уверенности в правомерности действий при вынужденном объезде препятствий. Важно, чтобы водители четко понимали разницу между препятствием и затруднением, чтобы избежать необоснованных штрафов", - считает юрист в сфере дорожного права Алексей Смирнов.
Таким образом, водителю нужно здраво оценивать ситуацию на дороге и принимать решения, при этом руководствуясь принципами безопасности. Разъяснения Верховного Суда не отменяют необходимость быть внимательным и ответственным участником движения.
Как сообщалось ранее, вечером 11 июля 2025 года на 33-м километре трассы Одобеляк-Куженер-Параньга в Параньгинском районе произошло ДТП с участием мопеда и пешехода. Водитель мопеда в состоянии алкогольного опьянения совершил наезд на пешехода прямо на пешеходном переходе. По данным ГИБДД, нарушение, связанное с непредоставлением преимущества пешеходам, является одной из самых распространенных причин ДТП с участием пешеходов.