Здесь русских терпят стиснув зубы: 4 курорта, где даже чаевые не спасут от холодного приема
- 9 августа 03:00
- Василий Коркин

Безопасность на дороге, как обгон может стать дилеммой для водителя
На дороге водители постоянно сталкиваются с ситуациями, требующими быстрого принятия решений. Одной из самых спорных является обгон, начатый на прерывистой линии разметки, который не удалось завершить до начала сплошной. В этом случае возникает вопрос: как действовать, чтобы не нарушить правила и обеспечить безопасность движения?
Обгон, согласно Правилам дорожного движения (ПДД), определяется как опережение одного или нескольких транспортных средств с выездом на встречную полосу. Начинать его разрешено только при наличии прерывистой разметки (1.5 или 1.6). Сплошная линия (1.1) строго запрещает пересечение.
Конституционный суд РФ неоднократно указывал, что безопасность дорожного движения важнее формального соблюдения ПДД. Это означает, что водитель, который начал обгон на прерывистой линии и вынужден завершить его на сплошной, не должен автоматически считаться виновным. Суды при рассмотрении таких инцидентов учитывают конкретную дорожную ситуацию и возможные риски.
Сотрудники ГИБДД могут выписать штраф за завершение обгона на сплошной линии. Однако суды общей юрисдикции часто встают на сторону водителей, если есть доказательства того, что:
Для успешного оспаривания штрафа необходимы фото- и видеоматериалы, свидетельские показания и любые другие доказательства обстоятельств.
Пересечение сплошной линии является административным правонарушением (статья 12.15 КоАП РФ). Но если водитель выбирает между резким возвращением в свою полосу с риском аварии и завершением обгона через сплошную линию, судебная практика чаще учитывает последний вариант, если он продиктован безопасностью. В таких случаях логика Конституционного суда заключается в том, что безопасное завершение маневра важнее строгого соблюдения правил, которые в данной ситуации могут противоречить здравому смыслу.
В сложной ситуации, когда обгон начат по правилам, но завершить его на прерывистой разметке невозможно, приоритетом остается безопасность. Если для безопасного завершения маневра требуется пересечь сплошную линию, следует действовать, минимизируя риск столкновения. Однако это остается формальным нарушением, и водитель должен быть готов обосновать свои действия перед сотрудниками ГИБДД, предоставив убедительные доказательства. Интересный факт: согласно исследованию, проведенному в 2022 году, около 15% всех ДТП на междугородних трассах связаны с неправильным выполнением обгона.
По мнению эксперта Романа Каляева, специалиста по безопасности дорожного движения: "Принимая решения в сложных дорожных ситуациях, особенно касающихся обгона, водители должны руководствоваться принципом разумной предосторожности и приоритетом сохранения жизни и здоровья. Важно оценивать риски как завершения маневра, так и резкого торможения. Законодательство допускает гибкость в толковании правил, если их буквальное соблюдение может привести к более серьезным последствиям. Но необходимо быть готовым обосновать свои действия перед ГИБДД и в суде, представив полную картину произошедшего и доказав, что действия были направлены на предотвращение аварии."
Ранее мы писали, что 11 июля 2025 года произошло ДТП с участием мопеда и пешехода на 33-м километре трассы Одобеляк-Куженер-Параньга. Водитель мопеда в состоянии алкогольного опьянения совершил наезд на пешехода на пешеходном переходе. Подобные инциденты подчеркивают необходимость строгого соблюдения Правил дорожного движения.