«Мы стоим на распутье»: молодой педагог из Йошкар-Олы рассказал о проблемах и будущем образования

«Мы стоим на распутье»: молодой педагог из Йошкар-Олы рассказал о проблемах и будущем образованияфото: сообщество «Марийский государственный университет | МарГУ» ВКонтакте

Учитель – одна из самых важных и востребованных профессий. По данным портала службы занятости Марий Эл, сейчас в республике требуется 358 учителей. При этом средняя предлагаемая заработная плата составляет около 20 тысяч рублей.

Сейчас многие молодые люди выбирают профессию преподавателя, считают ее своим призванием. Один из них – Сергей Кулалаев, студент историко-филологического факультета МарГУ.

Сергей с детства любил историю. А когда в школе ему предложили заменить учителя по этому предмету на дне самоуправления, он понял, что хочет связать свою будущую жизнь с преподаванием.

«Я начал интересоваться, смогу ли я это сделать, начал проходить тесты на профориентацию. Подумал: “Ну ладно, в принципе, получится. Я же истории умею рассказывать, так что детям расскажу что-нибудь крутое”».

фото предоставлено героем материала

Приходя на первое место работы, молодые педагоги сталкиваются со множеством различных проблем. Нужно привыкнуть к расписанию, расположению кабинетов, адаптироваться в учительском коллективе и найти подход к детям. По мнению Сергея, эти навыки можно получить только с опытом: университет не способен дать студентам весь объем практических знаний.

«Вуз, колледж или любое другое учреждение не может дать всю полноту практических знаний. Все приходит с опытом непосредственно на месте работы. Я столкнулся с непониманием, в какой кабинет идти, как составляется расписание. Особенно в профильных школах, где есть нулевые уроки, из-за чего расписание сдвигается. Это неудобно, но с этим можно свыкнуться. Также поначалу были сложности с составлением рабочей программы: этому, конечно же, не учат. Но все проблемы преодолимы, если у тебя есть желание работать».

«Какими качествами должен обладать хороший педагог?» – банальный вопрос, который задавали любому студенту и преподавателю. Тем не менее он дает достаточное полное представление о том, чем человек руководствуется в своей работе.  Для Сергея главными качествами являются справедливость, ораторское мастерство, чувство стиля и коммуникабельность.

«Учитель должен быть справедливым человеком, хорошим оратором и обладать чувством стиля. Еще одно немаловажное качество – коммуникабельность. Многие преподаватели очень замкнуты. Особенно те, кто ошибается, как мне кажется, с профессией. Когда подходят дети, они закрываются, говоря о том, что им некогда. Одно дело, когда у учителя какая-то форс-мажорная ситуация, но в свободное время будь добр принять ученика с вопросом, каким бы он ни был. Даже если он спрашивает, какой цвет носков вы предпочитаете».

фото предоставлено героем материала

Вопрос о том, должна ли школа заниматься воспитанием детей, до сих пор остается спорным. По мнению Сергея, нынешней системе образования нужно научиться сочетать обе эти функции.

«Нельзя выбрать что-то одно. Конечно же, есть родители, какие-то учителя, считающие, что школа – это только учеба. И ведут они себя соответствующе. Я думаю, что школа должна совмещать оба фактора. Когда педагог составляет план-конспект урока, он прописывает цели и задачи. И зачастую в них фигурирует воспитательная функция».

Сергей считает, что в современном образовании есть и другие нерешенные вопросы. 

«Мне кажется, мы стоим на распутье советского и современного образования. Вроде нравится и то, и другое, но это похоже на попытку взаимоисключающие понятия в одну бочку закатать. Нужно определиться, какому формату обучения соответствовать. Но кажется, мы возвращаемся все же к советской системе, что очень удобно: рабочие программы едины, учителю не приходится подстраиваться под отдельную школу».

«Школьная форма – дело каждого. Да, пытаются сделать из детей буквально роботов, неотличимых друг от друга, но все-таки каждый как-то проявляет себя. Пусть выделяются, это же классно. Я тоже хочу проявлять себя. Особенно, когда вижу посты о введении школьной формы для учителей».

«Существенным недостатком я считаю отсутствие свободного времени. Хотелось бы, чтобы перемены были побольше. И учителям, и детям хочется отдохнуть. Знаю, что в некоторых школах есть большая перемена на полчаса, чтобы успеть поесть, например. Но когда перемены по десять минут? Этого хватит, чтобы собрать свои вещи, дойти до другого кабинета, разложить вещи, что-то повторить и все. Ни поговорить, ни отдохнуть не успеешь. А когда семь уроков в день? На семь часов различных уроков выходит всего час отдыха».

 

«Нужно больше коммуницировать с родителями. Мы действуем исключительно только по приказной системе, когда родительские собрания нужно проводить по определенному алгоритму. Мне кажется, родители должны знать, чему учат их детей, что они едят. Мне нравится, что сейчас начинают появляться родительские комиссии. Они ходят в столовую, например, пробуют блюда, обзоры какие-то пишут».

Несмотря на все эти сложности, главными в работе педагога всегда остаются дети. С ними связаны не только бесконечные контрольные и домашние задания, но и множество приятных моментов.

«Недавно произошел интересный случай, коллективообразующий, я бы сказал. Детям предстояло написать очень сложную контрольную. Один мальчик встал и сказал: "Ребята, давайте соберемся. Мы же напишем эту контрольную работу, потому что мы крутые и умные!". Я тогда сидел и думал, какой он молодец. Работу, кстати, написали хорошо».

...

  • 0

Популярное

Последние новости