«Театр одного вахтера»: интервью с самым необычным артистом театра имени Шкетана
- 5 сентября 2023
- Полина Прокопьева

Говорят, что любой театр начинается с вешалки. Но Марийский национальный театр драмы имени М.Шкетана начинается с вахтера.
Валерий Жилин служит в театре уже несколько лет и каждое дежурство музыкой и своей удивительной харизмой поднимает настроение его сотрудникам.
«Потому что работа такая – людей встречать», – говорил Валерий в интервью создателям фильма «“Юу” театра вредных людей», снятом в театре имени Шкетана в ноябре 2022 года.
фото: скриншот фильма «"Юу" театра вредных людей»
Вся жизнь Валерия Жилина связана с искусством. После окончания учебы он работал в музыкальной школе при интернате для слепых и слабовидящих детей. Один из его учеников после окончания училища тоже выбрал преподавательскую деятельность.
Работая в филармонии, Валерий мечтал о театре. В прошлом году эта мечта исполнилась: он дебютировал на сцене Марийского национального театра драмы имени М.Шкетана, исполнив роль Луки Лукича Хлопова в постановке «Тергыше» («Ревизор»), режиссера Василия Пектеева.
«Я загадал: вот бы в театре поработать. Мы с приятелем из филармонии пришли театр Шкетана. Я сел за рояль и исполнил собственную пародию, вдохновившись Юрием Гальцевым, спародировавшим «Посвящение Карузо» Николая Баскова. Ну и спел я это на полную катушку, а в соседнем кабинете был художественный руководитель театра, Василий Александрович Пектеев. Он пришел, спросил, кто поет. А через некоторое время предложил мне роль Луки Лукича Хлопова в “Ревизоре”».
фото: Марийский национальный театр имени М.Шкетана
Работая над ролью, Валерий специально не смотрел постановки других театров, чтобы создать уникальный, ни на кого не похожий образ своего героя.
«После работы над “Ревизором”, я очень благодарен режиссеру спектакля, Василию Александровичу Пектееву. Он лелеял, лелеял, выпестовал. Сначала у меня что-то не получалось – я же работал над образом. Я потом спрашивал у артистов, хорошо получается или плохо. Мне ответили: «Если он (режиссер) ничего не говорит, значит, ты идешь в правильном направлении». Это меня окрылило. Уже после премьеры начал смотреть телевизионные постановки. Я не стал этого делать до, чтобы у меня был свой вариант персонажа».
Как и любая другая работа, подготовка спектакля не может пройти без сложностей и неприятных ситуаций.
«Конечно, было сложно поначалу. Мне нужно было ощутить текст, а в это время уже звучала фраза другого человека. Он задает вопрос, а я еще перевожу свою реплику. И тут режиссер: “Чей ответ?” – “Мой!” – “Отвечайте!” – “Отвечаю!”. Я немного знаком с марийским языком, а они (актеры) уже профессионалы».
фото: Марийский национальный театр драмы имени М.Шкетана
«За неделю до премьеры я очень сильно упал – на улице была гололедица. Потом думал, может мне и не нужно выходить на сцену? Актеры же очень суеверные, а я тоже в этих рамках был – начал как-то сомневаться. Но все обошлось. Во время спектакля мне нужно было очень быстро перебежать через всю сцену, но никакой боли я не почувствовал – сцена лечит».
Лука Лукич Хлопов – первая роль Валерия Жилина на сцене театра имени Шкетана. Но как и у любого артиста, у Валерия есть творческая мечта – сыграть в эстрадном спектакле.
«Я лелею мечту об эстрадном спектакле, который был бы доступен на русском. Но и на марийском языке можно что-то придумать. Есть ведь и у нас достойные артисты, на которых можно сделать пародию. Я обращался к местным авторам за сценарием, но все отнекиваются. Может, мне не постесняться и позвонить Семену Альтову?».
фото: Марийский национальный театр драмы имени М.Шкетана
Будущее театра, по мнению Валерия, в руках молодых артистов и режиссеров. Несмотря на то, что местный зритель очень любит традиционную марийскую комедию, новые постановки также имеют успех: их смотрит и старшее, и молодое поколение.
«Сейчас нужны новые кадры, которых просто так не найдешь. Но нашему театру с этим повезло, у нас есть молодая поросль. Степан Пектеев, например. Сейчас он повезет свой спектакль «Гамлет. Машина. Цемент» по городам России. У Степана очень необычный творческий взгляд».