Психолог рассказала, как помочь первоклассникам адаптироваться к школе

Психолог рассказала, как помочь первоклассникам адаптироваться к школефото со страницы Евгении Пушкаревой ВКонтакте

В преддверии 1 сентября родители будущих первоклассников все больше волнуются о том, как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе и сделать так, чтобы у школьника не пропал интерес к изучению нового. 

Найти ответы на эти и другие вопросы помогла психолог центра социально-психологической помощи «АЛМА» Евгения Пушкарева.

Как объяснить ребенку разницу между садиком и школой?

Первые вопросы у ребенка о школе появляются задолго до поступления. Здесь очень важно осознавать, какую мы даем информацию о школе, с каким эмоциональным окрасом рассказываем ему о ней, какие примеры приводим. 

Если говорить об отсутствии игр, прогулок, необходимости сидеть и вести себя тихо, тем самым мы создадим негативный образ школы. Хотя необходимость сидеть тихо можно преподнести и с другой стороны: объяснить, что учитель будет рассказывать интересные и важные истории, и чтобы их услышать, нужно внимательно слушать, а дома можно рассказать их родителям. Ведь вам так интересно услышать их вновь. Но вас в школу, к сожалению, уже не пускают, потому что вы большой. Согласитесь, правило одно и то же, а звучит по-разному.

Следовательно, основные правила звучат так: информация о школе должна соответствовать возрасту спрашивающего, быть дозированной, иметь положительный окрас, а самое главное – быть честной и объективной.

Как не отбить у первоклассника желание посещать школу, выполнять домашние задания, соответствовать школьным правилам поведения?

Познавательная активность формируется задолго до школы: еще в игровой деятельности, когда ребенок исследует мир. И если его постоянно удерживать от этого, интерес к новому пропадет. 

Например, мальчик с увлечением откапывает новый камень, чтобы посмотреть, чем он отличается от лежащего рядом. Но его одергивают родители: «Зачем тебе этот булыжник?! Выкинь!». А если еще и наругают, что испачкался… Пару таких случаев – и ребенок не будет самостоятельно искать новое. А ведь это зачатки исследовательской деятельности, творчества. 

Другой пример – различные совместные игры. В процессе дети учатся договариваться, соблюдать первые нехитрые правила: очередность хода, сохранение спокойствия во время игры соперника и так далее. Это первые тренировки правил поведения в школе. Но зачастую родители или бабушки, дедушки вмешиваются в игру под предлогом того, что ребенок маленький, ему можно нарушить правила. Тем самым они прерывают этот процесс научения законам социума.

При адаптации к школьной дисциплине первое время первокласснику нужна будет помощь родителей в подготовке к новому учебному дню, выполнении домашнего задания. Здесь родители должны руководствоваться принципом, что сначала надо показать, как необходимо делать, затем делать совместно с ребенком, потом ребенок будет делать самостоятельно, а родитель контролировать. На следующем этапе родитель напоминает, а ребенок самостоятельно делает: собирает портфель, выполняет домашние задания.

Также важно отношение самих родителей к школе и педагогу. Здесь действует правило «Говорить в присутствии первоклассника или хорошо, или никак». Необходимо уважение к педагогу, открытый и деликатный диалог с ним. Теперь родители, ученик и педагог — это одна команда. И только слаженно действуя вместе, она сможет достичь результата в преодолении трудностей обучения.

Как помочь адаптироваться в новом коллективе?

Для того чтобы помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе, настройте его на позитивный лад. Объясните, что прежние друзья остались в садике, и с ними можно продолжать общаться после школы. А чтобы появились друзья в новом коллективе, стоит приложить немного стараний и чуточку терпения, тогда круг общения значительно расширится. Это ведь так здорово, когда есть много друзей. Следует сказать это уверенным и дружелюбным тоном. Уловив сомнения в вашем голосе, ребенок тоже начнет сомневаться в «успехе предприятия». 

Можно предложить пригласить одноклассников пообщаться в неформальной обстановке. Если позволяют жилищные условия, можно организовать дома чаепитие. 

Если, например, класс ежемесячно посещает выставки или кинотеатры, дети собираются во время школьных каникул – давайте возможность ребенку участвовать в этих мероприятиях, так как именно во внеучебное время дети больше раскрепощаются, между ними завязываются дружеские отношения.

После окончания первого учебного дня необходимо расспросить первоклассника о том, что произошло, с кем он подружился, что нового узнал. Тревожным знаком, который показывает на проблемы в адаптации, может быть его «неохота» ходить в школу, нежелание делиться подробностями и новостями школьной жизни. Отсутствие звонков от одноклассников – еще один нехороший признак. Если хотя бы одна из вышеперечисленных ситуаций произошла, постарайтесь откровенно поговорить с ребенком. Проанализируйте вместе с ним причины, по которым он оказался в такой ситуации. Постарайтесь помочь ребенку и словом, и делом. Если вы чувствуете, что ситуация за пределами вашей компетенции, обратитесь за помощью к психологу. 

Предложите первокласснику представить, что необходимость ходить в школу – это приключенческое путешествие в другую страну со своими правилами и обычаями, а он первооткрыватель этих «законов». 

Старайтесь научить ребенка постоять за себя и не принимать близко к сердцу шутки одноклассников. Важно показать, что вы абсолютно не переживаете по поводу адаптации ребенка и даже наоборот – полностью уверены в его успехе.

Как родителям помочь ребенку, если он столкнулся с буллингом?

Такие дети нуждаются прежде всего в поддержке и помощи со стороны других. В первую очередь, это родители, близкие, педагоги. Необходимы теплая атмосфера дома, возможность все рассказать, слова поддержки, понимания, принятия. Ваш ребенок должен знать, что родители на его стороне, что он не один. 

Буллинг боится огласки. Если травят в школе, то необходимо сообщить классному руководителю о происходящем с вашим ребенком и получить информацию от классного руководителя о его взаимодействии со сверстниками. 

Рекомендую также обратиться к специалисту для психологической помощи ребенку и вам. Психолог скоординирует ваши действия с учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка и конкретной ситуации.

...

  • 0

Популярное

Последние новости