Ветеран: «Солдаты из шва нательного белья высасывали вшей»

22 июня в России отмечается День памяти и скорби


Два однополчанина Василий Вишняков и Адгам Халилов в сентябре 1941 года попали в школу красноармейских командиров в поселке Сурок. В нее направлялись солдаты со всего Советского союза, чтобы после нее отправиться на фронт. Накануне шестьдесят седьмой даты начала Великой отечественной войны они встретились и вспомнили ужасающие факты истории.

Когда объявили войну, я работал в поле, – рассказывает нам ветеран Адгам Халилов. – Пришли из военкоматов, стали забирать мужчин, все женщины кричали и бились в истерике. В деревне остались старики, женщины и дети. Я пошел на фронт добровольцем, и меня почти сразу определили в Сурок.

Когда я приехал, я увидел весь ужас происходящего, все солдаты истощены, обмундирование в заплатках. Кормили всего два раза в день, утром и вечером, примерно часов в пять. За полгода пребывания в Сурке в баню мы ходили раза два. Часто была проверка по «форме двадцать» - это когда проверяют обмундирование и себя на наличие паразитов. Некоторые солдаты из шва нательного белья высасывали вшей, чтобы хоть как-то наполнить желудок. Я вшей уничтожал по-простому: брал полено и давил их, с хрустом, чем жутко раздражал сержантов.

Первый раз мы пошли на стрельбища, три раза устраивали привал. Отстрелявшись, на обратном пути сержант сказал приготовить лопаты и показал место, где из песка торчали руки и ноги, и прозвучала команда «закопать и заровнять все».

Командира роты я видел всего пару раз и оба раза, как остальных офицеров, в пьяном виде. Дом командира находился на берегу Кундыша, рядом с железной дорогой, каждую неделю мы ходили к нему на построение, проходили строевым шагом до его дома, затем мы разворачивались и становились в строй.

Был случай, когда сержант учил нас, как правильно командовать, он сказал: «Халимов, покажи, как надо правильно командовать!». До этого у меня был хороший опыт в руководстве, я как закричу: «Становись! Равняйсь! Смирно!». Он сразу сказал: «Ну, что ты кричишь, землянка же развалится!» – и всем стало весело – так я разрядил обстановку. В поезде, поехав на фронт, я первый раз наелся каши. Я не ожидал, что в эшелоне можно свободно и сколько хочешь есть каши, но хлеба давали буханку на двух человек.

Однополчанин Адгама Халилова рассказывает о своей службе в Сурке.
– Когда объявили войну, мы с друзьями шли в город на митинг, – говорит ветеран Василий Вишняков. – На площади голос диктора сообщил о том, что началась война. Мы поначалу даже не обратили на это внимание, после этого я попал на призывной пункт. Оттуда мы ушли погулять в город. А с утра узнали, что наша команда уже уехала на Дальний Восток.

В наказание нас, 108 человек, отправили в Сурок. Там мы занимались военной подготовкой, в основном заготовкой дров для землянок и офицерских палаток, это было жуткое время. Позже меня перевели в хозчасть, где я работал при кухне, рубил дрова и занимался хозяйственными делами. После меня комиссовали из-за заикания и дистрофии.

В Сурок специальным поездом приехал член Государственного комитета обороны маршал Климент Ворошилов. В расположении сразу наступил праздник, все были опрятные, радостные и сытые. Но после проверки он отправил большую часть командования под трибунал и устроил показательные расстрелы.

...

  • 0

Популярное

Последние новости