Котлованы под заводы в Йошкар-Оле копали заключенные (ФОТО)
- 19 июля 2015
- 16+
Рабочих будили гудком, который звенел на весь город
"Pro Город" вспоминает историю Йошкар-Олы. Сегодня внимание обращено на Южный промышленный район.
История:
До 1941 года на месте застроенного сейчас южного промышленного района был пустырь, на котором не было никаких построек. Сначала на той территории хотели построить завод сельскохозяйственных машин, однако позже планы изменились.
Возводиться заводы стали в период Великой Отечественной войны, и строились они очень быстро, котлованы под них рыли заключенные. Некоторые предприятия эвакуировали из Ленинграда и Украины — например, Государственный оптический институт и Ленинградскую академию.
Цеха заводов возводились под открытым небом, не успевали построить крышу здания, а предприятие уже начинало выпускать продукцию. Позже стали строиться и двухэтажные деревянные дома для рабочих, которые до сих пор стоят на территории промышленного района.
Сейчас в Южном промышленном районе располагаются многие заводы: Марийский машиностроительный завод, «Стезя», «Лесмаш», Механический завод, компания «Гардиан», «Марихолодмаш», «Марбиофарм», завод «Новатор», «Искож», «Йошкар-Олинская ТЭЦ-2», ЗАО «Йошкар-олинский мясокомбинат» ОАО «Деревообрабатывающий завод», «Мясокомбинат» и многие другие предприятия.
В район входит железнодорожный вокзал Йошкар-Олы – историческое здание выросло на пустыре. Построен он был в 1927 году, однако, сначала был деревянным. В 1955 году возвели каменный вокзал.
В период с 1965 по 1967 год в Йошкар-Оле строился первый автовокзал и 1 января 1968 года он принял пассажиров.
Марийский машиностроительный завод, находящийся на территории промышленного района, начал работать 25 августа 1941 года. В годы войны завод выпускал оптическую продукцию для фронта - снайперские прицелы, танковые дальномеры, артиллерийские стереотрубы, другие сложные оптические приборы.
Старожил района Мальвина Ходоровская:
-- Я в те годы работала на молочном заводе. Всех рабочих каждое утро будили в 6 часов 30 минут гудком, который раздавался на весь город. Транспорта не было, ходили пешком. Мы все делали вручную, работали как волы, даже самые здоровые уходили, не выдерживали такого труда. Помню — идешь домой и думаешь как бы не упасть от устали и дойти до дома. Холодильников на заводе не было, поэтому зимой мы ездили на Кокшагу и рубили лед, который отвозили на склады, закрывали соломой и хранили там молочную продукцию.