В школах убирают один из главных предметов: ученики радуются, родители в недоумении
- 17 июля 08:39
- Виктор Халин

С 2025 года российские школьники столкнутся с серьезным изменением привычного расписания: из учебной программы исчезает обществознание для 6 и 7 классов, а еще через год — и для восьмых. Предмет останется только для учеников 9-11 классов, причем количество уроков заметно сократится. По мнению экспертов и представителей Министерства просвещения, перегруженность программы, дублирование с историей и растянутость курса стали ключевыми причинами такого решения. Множество родителей и учителей обеспокоено: как эти перемены повлияют на уровень грамотности школьников и их подготовку к ЕГЭ?
В ближайшие годы учащиеся средних классов не будут получать базовые знания о государстве, экономике и гражданском обществе в отдельном предмете, как раньше. Вместо этого элементы обществознания планируют интегрировать в уроки истории, математики, географии и творческие проекты, а часть учебного времени передадут истории. Такой подход уже давно применяют в ряде зарубежных стран, где правовые и экономические темы изучают на стыке разных предметов. В России подобная практика обретет федеральный масштаб: по последним данным, учителя пройдут переподготовку, а учебные планы скорректируют так, чтобы выпускники не потеряли ключевые компетенции. Усилится акцент на развитии гибких навыков, таких как критическое мышление, командная работа, самостоятельное принятие решений.
Программа для старшей школы всего за три года будет насыщена актуальными кейсами и практическими заданиями, которые, по задумке, должны заменить теоретическое изобилие определений и дат.
Эксперты не скрывают: к реформе были претензии и со стороны учителей, и со стороны научного сообщества. Как отмечает профессор РАНХиГС Борис Илюхин, материал обществознания в средней школе часто был непонятен и не прижился: "Лучше изучать такие сложные вопросы ближе к выпуску, когда есть собственный жизненный взгляд и опыт", – указал он в одном из интервью. Многие педагоги уверены, что сокращение курса приведет к ухудшению базовых знаний о праве и экономике у выпускников, хотя с точки зрения ЕГЭ ситуация не столь однозначна. В 2025 году обществознание по-прежнему остается лидером по количеству сдающих этот экзамен, однако интенсивность обучения сменяется самостоятельной подготовкой и поиском дополнительных ресурсов.
Некоторые учителя и методисты подчеркивают, что экзамен ОГЭ для девятиклассников придется модернизировать под сокращенный курс, а сам ЕГЭ, скорее всего, упростится по объему заданий — если только не будет интегрирован в будущий экзамен по истории, что тоже обсуждается. Тем не менее, гарантий того, что знания будут усваиваться также глубоко, как в условиях старого курса, никто не дает.
Грядущая реформа — задача федерального масштаба, и в выигрыше окажутся те школы и регионы, которые сумеют наиболее гибко интегрировать новые методики. При этом на переподготовку педагогов, обновление учебников и адаптацию к изменившимся стандартам дается около двух лет. Итоги такого поворота станут очевидными не сразу: первые результаты покажут уровень выпускных экзаменов, востребованность выпускников в вузах и реальные навыки в нестандартных ситуациях. Россия присоединяется к мировому тренду, где во главу угла ставятся практикоориентированность, умение взаимодействовать с обществом и анализировать быстро меняющуюся действительность. Уже понятно — стандартная методика обучения больше не работает в прежнем виде: школе предстоит научить подростков не только заучивать факты, но и самостоятельно искать решения в сложных и неопределенных ситуациях.