Бывший программист 25 лет служит священником в Марий Эл: "Гендер - это нарушение природы, греховное расщепление"
- 9 октября 13:30
- 12+
- Гордова Софья
Протоиерей Алексий Михайлов – настоятель храма Державной иконы Божией Матери в поселке Медведево. Служит Церкви 24 года. С 2008 года является главой прихода. Мы побеседовали с ним и узнали ответы на интересующие нас вопросы.
Расскажите о себе. Как вы пришли к служению в Церкви?
Я родился в советское время, тогда о Боге в моей среде никто не говорил. Моя Родина – Чукотка. Там не было ни храмов, ни крестов поклонных, как здесь. Я вырос как советский человек. Потом закончил школу, приехал в Йошкар-Олу, учиться в Политехнический институт. Наступило время, когда надо было как-то определяться со своим мировоззрением.
Я закончил институт, пошел работать на кафедру физики, с нее ушел в частное предприятие к своему сокурснику, работал у него программистом. Стал искать свое место в жизни. Однажды я поехал за советом в Петъялы – там тогда был еще жив почитаемый старец протоиерей Владимир Аллин. Мы побеседовали, и после этого я решил покинуть свою работу программиста и пошел к владыке, попросился в Семеновку, на клирос. Там и началась моя жизнь внутри Церкви – там я был псаломщиком, пономарем, позже меня рукоположили в дьяконы, потом – во священники. Выбор своего места в жизни, поиски мои привели меня в Православную Церковь.
Как православные относятся к квадробике и хоббихорсингу?
Детишки, пока они маленькие, могут фантазировать и представлять себя кем угодно. И мы, взрослые, их за это не ругаем, понимаем, что у них богатое детское воображение. С точки зрения физиологии мы не приспособлены для того, чтобы прыгать по деревьям и скакать на четвереньках. Пока это детское все – это извинительно, простительно, а когда ребенок подрастает и начинает на этом настаивать, то это, мне кажется, уже какие-то психологические сдвиги – если ему комфортнее под маской прыгать и изображать кого-то вместо того, чтобы вливаться в человеческую среду. Раз мы родились людьми, нам надо как людям и развиваться. Церковь говорит, что человек, имея душу и тело, находится посередине между животным миром и ангельским. И нам нужно стремиться двигаться в сторону ангельского мира, а не в сторону животного.
Ну а хоббихорсинг, для ребенка это простительно, пока он маленький, несмышленый. Когда этим подростки начинают заниматься, со стороны это выглядит как дурачество.
Сейчас на Западе появилось понятие гендера. Вот есть пол, мужской и женский, а у них есть понятие гендера. И ты можешь считать себя там хоть лисой, хоть эльфом, хоть баобабом (как у Высоцкого). Кем хочешь, тем и считай. Ну, это уже покушение на природу, которую Бог нам дал.
Как противостоять духовному разложению у подростков?
Раньше в советское время были кружки по интересам. Кураторы, взрослые должны были ребенка чем-то заинтересовать и привлечь к какой-то деятельности. Собственно, с тех пор ничего не изменилось – взрослый мир должен предлагать детям то, что он считает ценным, давать им возможность этим воспользоваться и все, этого достаточно. И спортом можно заниматься, и трудом можно заниматься, волонтерством, социальной работой.
Можно ли отмечать Хэллоуин и День Святого Валентина с точки зрения Православной Церкви?
Это чисто западные традиции. Мы видим, что содержание Хэллоуина никак не сочетается с церковным праздником в честь всех святых. С церковными событиями этот вообще никакой параллели не имеет. Люди наряжаются во всякие инфернальные маски, праздник этот напоминает сборище нечистой силы. Церковь негативно к нему относится, потому что нельзя с демоническим миром заигрывать, пытаться это все в игрушку превратить. Посмотрите на бесноватых людей в реальной жизни. Не психически больных, а именно бесноватых – это ведь ужасная картина. Беснование – следствие того, что человек пошел по пути зла, стал ко злу относиться как к чему-то допустимому в своей жизни, над чем можно и посмеяться, а в итоге – происходит порабощение злом.
День влюбленных, день святого Валентина – это коммерческий проект, который был создан на Западе для зарабатывания денег на романтических отношениях. Насколько я помню, у нас в святцах есть святой Валентин, в Католической церкви есть, но в житиях нет параллелей с этим праздником и с теми историями, которые его сопровождают. Я не сторонник этого праздника.
Являются ли грехом охота и рыбалка?
Грехом являются не охота и рыбалка как таковые, а злоупотребление, хищническое отношение к природе – это является грехом. Любовь должна простираться не только от человека к человеку, но и к братьям нашим меньшим, и вообще к природе. Если откроете Библию, то узнаете, что было время, когда в раю Адам и Ева были вегетарианцами, пока не согрешили. Когда они согрешили, условия жизни на земле изменились, и после Ноева потопа Бог сам разрешил людям употреблять животных в пищу. Человеку было дозволено это, чтобы сохранять свою жизнь. То есть охота и рыбалка – это, с точки зрения Бога, законный способ, чтобы человек мог напитаться. Сам Христос, как в Евангелии о Нем сказано, ел мясо, пил вино, не гнушался этого.
Противоречит ли армия канонам Православной Церкви?
Всякая война – это, конечно, зло, но это вынужденная мера, потому что мы должны свой дом защитить. Вынуждены друг с другом «рубиться» и стрелять друг в друга. Если этого не сделать, то как писатель Лев Толстой учил о непротивлении злу, надо упразднить армию и пусть чужая ходит по нашей земле. Я думаю, ни один здравомыслящий человек не хочет этого, поэтому воины делают своё дело, а мы в тылу просим Бога о помощи, чтобы помог быстрее завершить военные действия.
Как православные относятся к более откровенным видам спорта – аэробике, пилонному спорту, воздушной гимнастике?
К спорту как таковому, к физическому развитию православные относятся положительно. У нас есть тело, и мы должны его развивать. Другое дело, если какие-то виды деятельности носят нецеломудренный характер, то человек, считающий себя верующим, не должен идти туда, где развращают, где могут повредить его душе. Куда и зачем ты идешь – зависит от тебя.
Почему Церковь отрицательно относится к суевериям и медитациям?
Суеверие в переводе со славянского – это пустая вера. То есть ты сам рождаешь какие-то вещи и начинаешь в них верить, а в реальности за этим ничего не стоит. Это такая ерунда, на которую вообще не стоит обращать внимание. Люди на этом зацикливаются и придают этому много значения. Классический пример – это астрология, учение о том, что созвездия могут определять судьбу какого-то конкретного человека. Это откровенная чушь, даже лженаукой признана. Поэтому Церковь призывает своих чад твердо знать свою веру и не быть суеверными.
А медитация – вещь другого порядка. Люди входят в такое состояние, которое позволяет отключить ум, и человек может стать проводником или приемником неких космических энергий. В отличие от молитвы, Церковь такую практику не поддерживает и запрещает верующим. Нельзя легкомысленно открывать свое сердце неведомым энергиям, которые на поверку часто оказываются демоническими.
Как Церковь относится к современным модным течениям, например, феминизму или чайлдфри?
Чайлдфри – это сознательный отказ от деторождения. Такая позиция обычно мотивируется тем, что люди хотят пожить в свое удовольствие. Такую позицию Церковь осуждает. Супруги должны быть готовы к рождению детей, то есть не должны сознательно избегать деторождения. Если Господь дал ребенка – надо принимать его как Божий дар.
А что касается феминизма, эта идея в полной мере нежизнеспособна. Не получится этого сделать, принудительное равенство такое. У мужчины свои сильные качества есть, они могут их в жизни проявить. У женщин свои стороны сильные есть. Мужская и женская природа разная, и логика разная, и образ мышления, и физиология – два разных мира. Господь хотел, чтобы мужчина и женщина дополняли друг друга, особенно в семье. Господь хотел вот этой гармонии. К феминизму церковь относится отрицательно. Все должно быть по природе на своем месте, не надо извращать природу.
Как Православная Церковь относится к "побиванию" женщины, которое упоминается в Коране?
В России, к сожалению, тоже такое было, такие воспитательные меры существовали до революции. Как к этому можно относиться? Отрицательно. Апостол Петр говорит: «Вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим (хрупким) сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петр. 3:7). К жене надо относиться бережно, а не сокрушать. В семье должны быть любовь и уважение.
Во времена Ветхого Завета женщина не имела никаких социальных гарантий. Она была частью дома и имущества главы семейства. Так что в Ветхом завете он мог с ней обращаться, как с имуществом. В Новом Завете Господь уравнял мужчин и женщин – в их отношении к Богу. Перед Богом мы равны. Кого кому лупить или не лупить – это уже внутрисемейные отношения. Но есть такое золотое правило этики – не делай другому того, чего не хочешь к себе. Нормальные люди должны уметь договариваться, находить общий язык, тем более муж и жена, ближе которых друг к другу по христианскому учению нет никого. Обижая жену, ты обижаешь себя, и жена, унижая мужа, – унижает саму себя. Во всем надо видеть меру.