Жительница Марий Эл провела 2,5 года в фашистском концлагере: «Пили по 100 граммов воды в день»

Жительница Марий Эл провела 2,5 года в фашистском концлагере: «Пили по 100 граммов воды в день»Фото из семейного архива

11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Корреспондент «ПроГород» узнал об истории жизни одной из узниц фашистского лагеря Сорокиной Евдокии Павловны, большую часть жизни прожившей в Козьмодемьянске и умершей в 2021 году.


«Войну я видела мало. Мне шел пятнадцатый год», - рассказывала Евдокия.


В том нежном и юном возрасте Евдокия жила в Днепропетровске. У нее не было родителей, и когда по радио передали тревожную весть о начале войны, дядя и тетя маленькой Евдокии встревожились, а вместе с ними и девочка.


«Почти моментально полетели самолеты, на Киев, на Харьков и на мой город – Днепропетровск», - вспоминала женщина.

Спасая племянницу от бомбежки, Евдокию пешком отправляли из деревни в деревню, «то к одной тетке, то к другой», туда, где были менее ожесточенные бои. Она жила у кого придется, у родственников и знакомых.
 

«Я все думала, что немцы обратят внимание на меня, маленькую девчонку, но нет. Руку поднимаешь, и идут дальше», - рассказывала при жизни Евдокия.

В первую очередь стали бомбить днепропетровский вокзал, после обстрела он оказался полностью разрушен и юная Евдокия приняла решение идти к своей бабушке пешком. Дорога составила 100 км. Во время пути в деревнях незнакомые люди пускали Евдокию ночевать. Сельскую местность обстреливали меньше, чем города, и в селах девочка чувствовала себя в безопасности. Шла девочка четыре дня, дошла только на пятый. Вместе с Евдокией шла группа подростков, которые также спасались об летящих с неба бомб.


Позже молодых людей начали отлавливать немцы и увозить лагеря пленных. В первый раз Евдокии удалось скрыться, во второй раз Евдокию поймали. Ее увезли в деревню Кобеляки. Оттуда девочку повезли во Львов, а из Львова в город Вупперталь с другими детьми прямо в коровьих вагонах.


«Малыши были, были и постарше. Поместили на деревянных полках. Евреев сразу поставили в стороночку – на сжигание», - вспоминает узница.

Детей покрупнее и постарше отбирали на завод, помладше и послабее – работать в огороды. Кормили детей баландой, воды наливали по 100 грамм. Кормили по разу в день.


После этого испытания юных узников снова погрузили в вагоны и привезли в город Эссен, филиал «Бухенвальда». В нем Евдокия пробыла 2,5 года за колючей проволокой. Евдокия работала на заводе за станком по обработке гаек. Кормили также один раз в сутки – брюквой и хлебом.


«Руки все в крови были, перчаток не давали», - рассказывала узница о своих трудовых буднях.

В 2 часа ночи проводились проверки. Часто по ночам бараки с заключенными обстреливали и детям приходилось прятаться, где придется.


«У меня не было молодости. Я не видела танцев, не видела ничего, что сейчас доступно молодежи», - вспоминает Евдокия.

Раз в месяц немцы отпускали детей «погулять» в город и вешали на их одежду нашивку «русский рабочий». Но так как Эссен активно бомбили, гулять было негде, легко можно было попасть под удары снарядов. Часто в городе дети прятались под мостами.


 

«Каждый день был страшный. Кто захочет, запросто убьет, молча и неожиданно. Когда я впервые увидела убитого человека – это было самое страшное», - вспоминает женщина.

Бежать из Эссена было рискованно, маленьких рабочих отсчитывали «как телят».

В 1945 году по лагерю прошел слух о том, что война кончается и в скором времени ворота, ведущие на мученическую землю, наконец открылись. Лагерь был освобожден, а пленные вернулись на родину. Во время заключения Евдокия встретила и любовь своей жизни, Владимира Сорокина из Козьмодемьянска, и счастлива прожила в этом городе свою жизнь.


При жизни Евдокия произнесла следующие слова, обращенные к современной молодежи: «Я хочу, чтобы вы никогда не видели того, что видели мы».

...

  • 0

Популярное

Последние новости