Фотограф из Йошкар-Олы: "Мои фото с Чернобыльской АЭС показывали Михаилу Горбачеву"
- 26 апреля 2016
- 6+
- Служба новостей pg12.ru
Земляк два года служил в Чернобыле
Йошкаролинец Дамир Мухаматгалиев, который служил на Чернобыльской АЭС спустя год после катастрофы, делал снимки для Михаила Горбачева. О том, что ему удалось запечатлеть для генсека ЦК КПСС, йошкаролинец рассказал корреспонденту pg12.ru.
26 апреля 2016 года исполнилось ровно 30 лет с момента, когда на Чернобыльской атомной электростанции прогремели взрывы, уничтожившие четвертый энергоблок станции. Пожарные боролись с огнем несколько часов, получая огромные дозы облучения.
Фотограф из Йошкар-Олы Дамир Мухаматгалиев был призван в ряды Вооруженных Сил, не зная о том, что ему предстоит служить в зоне Чернобыльской АЭС.
Служба
— В 1987 году я окончил школу. Сразу после выпускных устроился фотокорреспондентом в газету "Молодежный коммунист". А через три месяца, в ноябре 1987 года, призвали в армию.
В учебный центр под Киевом их привезли рано утром и уложили спать.
— Водители, которые управляли машинами, оказались с нами в казарме и, перешептываясь между собой, сказали: «Ну, вот, привезли смертников…»
На присягу приехал отец. Он привез газеты с моими фотографиями, которые были опубликованы до армии. Посмотрев работы, командование приняло решение взять меня на должность фотографа. Так я в декабре 1987 года стал киномехаником-фотографом в зоне Чернобыля. Сестра рассказывала, что мама очень гордилась мной.
— Таких солдат, как мы в Киеве, называли «смертниками». Но мне было не страшно, так как мои знания о радиации ограничены были учебником физики, — продолжает Дамир Мухаматгалиев. — Единственное, что я хотел — отслужить честно два года.
Наш полк – это воинская чаcть, состоявшая из двадцати шести рот. Это очень большое количество людей, если сравнивать с обычной воинской частью — в три раза больше положенного, находившихся по всей территории зоны отселения.
Йошкаролинец отметил, что носил обычную солдатскую форму, ходил без защиты, несмотря на то, что фотографировал и на самой Чернобыльской АЭС.
— При несении службы на территории станции надевали специальную одноразовую одежду. Ее выдавали только тем, кто находился на самой станции и в карауле.
У меня была обычная солдатская форма. Я бывал на станции, фотографировал, но в обычной одежде. Всегда проверял: если «звенит», выбрасывал и получал новую.
Еда
— Питание на станции осуществлялось круглосуточно по талончикам. Обычно в армии в те времена на еду для одного солдата тратили 60-70 копеек в день, а там, на станции, на обед уходил 1 рубль 70 копеек. В отдельных ротах попадалась свинина 1963 или 1967 года — маркировалась печатью. Такое мясо никто не ел, конечно,— улыбается Дамир Мухаматгалиев.
Фотографии
За время службы, как отмечает он сам, самым интересным заданием для него стала подборка фото, сделанных в 1989 году.
— В феврале 1989 года я делал подборку фотографий для председателя Совета министров СССР Николая Рыжкова, который с моими фото отчитывался перед Михаилом Горбачевым. Михаилу Сергеевичу показали 20 моих снимков. На них запечатлены солдаты, которые находились в зоне Чернобыльской АЭС, — рассказывает земляк.
Воспоминания о службе
— Помню, как меня там очень впечатлила тишина. Там не было собак и птиц. Сейчас природа восстанавливается. Однажды в поездке увидел огромного оленя – красивое животное. Появилось много кабанов – вот их страшно было бы встретить.
Мутаций, о которых постоянно говорят, я не встречал — аномалии есть везде, — продолжает Дамир Мухаматгалиев. — Видел огромные грибы диаметром от 50 сантиметров и более, без единого червячка.
Выставка
В начале апреля в музее истории города Йошкар-Олы открылась персональная фотовыставка Дамира Мухаматгалиева под названием "Эхо Чернобыля".
— Музей небольшой, поэтому уместилось чуть более 50 фото. У меня более тысячи снимков. Многое хранится на фотонегативах, они заархивированы, а распечатано порядка трехсот.
В 2012 году я ездил в Киев, был в Чернобыле. В течение трех дней жил в городе Славутич — это в 78-ми километрах от станции. Правда, на нее не пустили, хотя разрешение у меня было. Кстати, в Чернобыле на экскурсиях делают бизнес — в переводе на наши деньги просят 9-14 тысяч рублей.
По Интернету нашел своего командира, он работал на киевском телевидении. С той поездки я привез много видео и фото, часть из которых есть на выставке.
Дамир Мухаматгалиев философски относится к своим снимкам.
— Фотографом работаю 25 лет. Я по образованию историк — после армии поступил в МарГУ, поэтому снимал в Чернобыле, можно сказать, с хладнокровием, принимал увиденное как факт, ведь это тоже история.
— Сегодня Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф. Помним и скорбим. Главное, чтобы такое больше не повторялось, а это зависит от тех, кто эксплуатирует энергетику. Никто и тогда, в 1986 году, не думал, что подобное может случиться, — добавил йошкаролинец.