В Финляндии легко заводят машины даже в -30: как им это удается и почему мы так не делаем
- 04:59 28 декабря
- Виктор Халин

Автомобилисты в Норвегии и Швеции заводят машины при −25 °C без многочасового прогрева двигателя. Секрет прост — электрические подогреватели, которые работают от обычной розетки 220 В. В этих странах запрещены привычные предпусковые устройства на топливе из-за жёстких экологических норм.
В скандинавских городах нельзя использовать подогреватели на солярке или бензине. Финское и шведское законодательство запрещает их применение в городской черте. Даже с работающим двигателем стоять на месте разрешено максимум 4 минуты — за нарушение выписывают крупные штрафы. Власти таким образом снижают выбросы вредных веществ в атмосферу.
Местные водители решили проблему с помощью электрических систем подогрева. Устройства встраивают в систему охлаждения двигателя или крепят на поддон картера. Владельцы частных домов просто подключают машину к домашней электросети. На общественных парковках установлены специальные стойки с розетками и встроенными таймерами — можно задать время включения подогрева, чтобы к приходу владельца двигатель достиг рабочей температуры.
Стоимость услуги зависит от времени суток. В обычные часы прогрев обходится в три раза дешевле пикового тарифа и составляет 30-40 евро. Водителю не нужно мёрзнуть в холодном салоне или тратить время на ожидание у машины.
Базовые модели подогревателей работают с антифризом или моторным маслом. Все устройства оснащены термостатом и системой защиты от короткого замыкания. Продвинутые версии имеют встроенную помпу для циркуляции жидкости и электронный блок, который соединяется с бортовым компьютером автомобиля. Такие системы прогревают двигатель и дополнительный теплоаккумулятор.
В начале 2000-х годов популярностью пользовались теплоаккумулирующие устройства. Конструкция представляла собой массивный термос объёмом 15-20 литров из нержавеющей стали с теплопоглощающим веществом внутри. Для зарядки системы требовалось проехать минимум 50 километров. После этого достаточно было включить помпу на 3-4 минуты, чтобы поднять температуру двигателя до +60 °C и обогреть салон. Со временем от таких систем отказались — стенки корродировали, а клапаны часто заклинивало.
Китайские производители выпустили бензиновые нагреватели без открытого пламени. Внутри устройства находится капсула с катализатором, через которую проходит смесь воздуха и паров бензина. Температура нагрева достигает 100 °C, процесс идёт практически без запаха с полной защитой от возгорания. Минус в скорости работы — на полный прогрев двигателя уходит около часа. По цене такие устройства сопоставимы с российскими предпусковыми подогревателями.