Как правильно заделать или заплести коуш на трос

Коуш — оправка из металла каплевидной, круглой или треугольной формой. На наружной стороне этого элемента присутствует желоб для укладки петли (огона) троса, внутренняя сторона остается гладкой. О назначении этих приспособлений можно прочитать на сайте www.ropesystems.ru в разделе «Такелаж». Задача коуша — защитить стальной или растительный трос от преждевременного износа и изломов в местах, где требуется соединение. Бортики желоба не дают канату соскользнуть и дополнительно предохраняют его от повреждений сбоку.

Порядок заделки коушей на стальной канат

Закрепить коуш на стальном тросе часто требуется не только на производстве, но и в быту. В частности, защитные элементы используются при натяжке канатов между столбами, при установке заборов из сетки-рабицы, прокладке электропроводов по воздуху. Коуш подбирают в соответствии с диаметром троса, исходя из следующих принципов:

  • диаметр желоба должен превышать толщину каната не менее чем на 4 мм;
  • трос должен полностью утопать в оправку, либо находится вровень с ее краями.

Проще всего подбирать коуш вместе с канатом путем практических замеров. Если толщина троса будет превышать диаметр желоба, добиться эффективной защиты не получится. Если у вас под рукой нет пресса, то проще всего закрепить элемент на огоне с помощью зажимов. С этой целью часто применяют одноразовые цилиндрики из мягкого металла или скобы — по правилам, их должно быть не менее трех.

В производственных условиях коуш заделывают с помощью втулки из стали или алюминия, которую зажимают прессом. Также практикуют заливку конца каната прямо в коуше расплавленным металлом.

Как заплести коуш на канат из растительных волокон

Искусство изготовления огонов на растительных канатах входит в курс по судовому такелажному делу. Трос распускают на конце, вкладывают его в коуш и закрепляют петлю с помощью мягкой проволоки. Для облегчения работы каждую прядь стоит пометить маркерами разных цветов. После этого каждую свободную прядь по очереди пропускают под соответствующую прядь той части троса, которая осталась нераспущенной.

В этом случае действует правило «одну через одну», работа ведется в направлении, противоположном спуску каната. На последнем этапе из последней пряди вырезают половину волокон и делают последнюю пробивку. В конце проволоку снимают, а лишнюю часть распущенного троса обрезают. Подобную операцию можно выполнить на стальном канате с помощью свайки, только в этом случае клетневание делают уже на первом этапе, когда только канат уложен в коуш.

Из правильно выполненной заплетки не торчат нитки, а коуш стоит в огоне очень плотно. Иногда для большей прочности сверху переплетенного участка выполняют клетневание, для чего поверх соединения плотно наматывают канат меньшего диаметра. Тросы с коушами на концах на флоте применяют на вантах, оттяжках шлюпбалок, в буксирных канатах — то есть везде, где требуется крепление за рым-болт.

Популярное