Председатель поискового отряда в Марий Эл: «У солдата в медальоне было лишь фото мамы с надписью "Живите счастливо"»
По всей видимости, перед самой своей смертью студент успел написать только это
Свою деятельность поисковый отряд "Демос" начал в апреле 1990 года. Об этом рассказал председатель отряда Дмитрий Шипунов.
Все желающие могли приехать на Вахту Памяти в Смоленскую область на поиски останков солдат. Люди не знали друг друга и названия у отряда не было. Однако коллеги-поисковики из Татарстана предложили "Демос", что в переводе с греческого означает народ.
—Мы приехали тогда с таким ощущением, что вот, мы вернулись, а солдаты - нет. Через некоторое время, примерно через месяц, поехали на экспедицию вновь. С 1990 года стал комиссаром, а с 1993 стал одним из руководителей. Уже позднее я стал председателем регионального отделения и начал отвечать за работу поисковиков в Марий Эл, - рассказывает Дмитрий Шипунов.
Сейчас в республике три поисковых отряда: "Демос" - один из старейших отрядов в Марий Эл, "Воскресение" - студенческий отряд, а также "Защитник" - самая молодая команда.
—Лично у меня больше 50 экспедиций и это мой тридцатый поисковый сезон. Сама экспедиция, кстати говоря, длится две или две с половиной недели, а в год их может быть 2-3. Большая работа - устанавливать судьбы солдат. Мы смогли узнать о подвигах и гибели более четырех тысяч красноармейцев. Нашли документы тех, кто погиб в лагерях, госпиталях, а также о захоронениях. Сегодня для нас самая большая проблема это то, что больше половины погибших в Великой Отечественной войне считаются без вести пропавшими. Именно их судьбы мы и пытаемся установить и помочь населению узнать о их родственниках, - поясняет Дмитрий Шипунов.
Как рассказывает наш собеседник, больше всего выездов делают в Смоленскую, Ленинградскую, Мурманскую и Тверскую области.
—Прошлой весной мы вместе с "Воскресением" ездили в экспедицию в Карелию. Тогда с поисковиками из Ленинградской области нашли почти целую роту красноармейцев - добровольцев, ушедших и Санкт-Петербургского политеха. Более 140 студентов отважно сражались с финами и никто из них не сдался. Тогда мы нашли солдата с медальном, в котором не было записки. Вместо этого было фото 3 на 4 пожилой женщины, скорее всего мамы парня. На ней было написано только два слова: "Живите счастливо". По всей видимости, перед самой своей смертью студент успел написать только это, - вспоминает председатель отряда "Демос" Дмитрий Шипунов.
А как же реагируют родные, когда узнают о судьбе своего родного?
—Всегда бывает разная реакция. Если это дальние родственники, то просто рады, а если дети или племянники - со слезами на глазах встречают. Многие даже помнят, как искали всю войну, а их травили, якобы ушел к немцам солдат. Был и случай, когда нашли красноармейца родом из Сибирской области. В родной деревне по тому же самому адресу нашли младших братьев погибшего, писали им письма, что нашли, перезахоронили, что можем прислать фото... Но им было вовсе не интересно, - рассказывает собеседник.
Также поисковик вспоминает, что однажды нашли солдата без медальона. Вместо этого у погибшего была лишь ложка.
—За голенищем в валенке нашли ложку, из которой он сделал медальон. С двух сторон исписал: ФИО, год рождения, где жил и кому сообщить о смерти. Передали эту ложку поисковикам, они ходили, спрашивали о том, где такая-то улица и такой-то дом, а им и показали. Старенький, но отремонтированный домик, а рядом бабушка. Спросили про фамилию и имя, а в ответ слышат, что это она, младшая сестра погибшего.
Как рассказывает Дмитрий, все его дедушки принимали участие в войне.
—У прабабушки висел портрет сына над кроватью - всегда вспоминала его. Я пытался установить его судьбу, но безуспешно. В архиве о его гибели ничего не нашел. Только через несколько лет уже после смерти прабабушки я создавал книгу памяти, проверял имена по наградам. Нашел знакомые инициалы и оказалось, что это тот самый родственник. Медаль за отвагу и орден красной звезды, а в документах был описан подвиг, где и как погиб, а также место захоронения. Никто этого в семье не знал.
А как же поисковики готовятся к экспедиции и сколько средств приходится тратить?
—Подготовка идет в зимний период. В нашем отряде люди постарше, после армии обычно. Мы проводим занятия, технику безопасности. С собой берем все самое необходимое - щупы, палатки, лопаты, металлоискатели. Сколько человек едет в экспедицию зависит от того, на какие деньги выезжает отряд. В лучшие времена на экспедицию ездили даже 37 добровольцев. Сейчас человек 15, не больше. Все упирается в деньги - один билет до Москвы стоит две с половиной тысячи в одну сторону. С учетом того, что нам в год выделяют 50 тысяч рублей, то многие ездят за свой счет. Еда, билеты, снаряжение - все на добровольной основе, - добавляет Дмитрий Шипунов.
Напомним, что ранее мы рассказывали о том, как мотоциклист из Йошкар-Олы кайфует от скорости, ветра и всегда новых пейзажей. Также йошкар-олинский дворник рассказала, что научила жителей дома ценить чужой труд. Стоит также упомянуть, что ветеран из Марий Эл рассказал, как участвовал в освобождении Кореи.
А что вы знаете о судьбе своих родственников? Ответ оставляйте в комментарии.
Ранее:
Ветеран из Марий Эл про Курскую дугу: «Лежу под бомбами и жду "свою"...»