«Я пыталась накормить всех детей»: соцпедагог о неблагополучных семьях и непростой работе

«Я пыталась накормить всех детей»: соцпедагог о неблагополучных семьях и непростой работефото предоставлено респондентом

С детства она мечтала стать учителем, и это почти удалось

Смолина Светлана – социальный педагог. В центре внимания социального педагога дети не обычные, а находящиеся в социально-опасном положении. Всю свою жизнь Светлана работала именно с такими детьми, учила с ними уроки, помогала неблагополучным семьям справиться со многими проблемами и много раз была сопричастна к тому, что детей передавали в замещающую семью! Последние 15 лет Светлана работает в Волжском центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей заместителем директора.

Как Вы решили посвятить свою жизнь детям?

Ещё в школе я мечтала быть учителем, особенно мне нравились уроки русского языка и литературы. Я с восхищением наблюдала за своей любимой учительницей, её жестами, манерой говорить, ловила каждое её слово. Мне нравилось всё, меня увлекал и материал и то, что весь класс внимательно меня слушает. А дома я любила играть в школу, у меня правда был всего один ученик, мой младший брат. Он давал мне возможность почувствовать себя учителем, а главное ставить оценки и расписываться в самодельном дневнике. Поэтому я не стояла перед выбором «кем быть». Легко поступила в педагогический институт на филфак и затем проработала в школе…около года.

Я, конечно, считаю себя педагогом, потому что всю жизнь провела с детьми, но точно не в традиционном формате. Дети рядом со мной были всегда особенные и, безусловно, знания, которые я давала всегда были особенными.

Как начался ваш путь социального педагога?

Так случилось, что в школу, в общепринятом понимании, я больше не вернулась. Но в моем понимании педагог не всегда учитель в школе. Около тридцати лет моя жизнь тесно связана с детьми, и тоже стараюсь научить их. Но и дети не совсем обычные и знания - не школьный материал. Волею судьбы в 24 года я стала и другом, и мамой и родственницей и педагогом детям, первую очередь из неблагополучных семей. Вначале девяностых наш город был пилотной площадкой для социального проекта, в рамках которого и была введена должность социального педагога, но не школьного, а в микрорайонах. Мы были как участковые, тогда ещё, милиционеры, знали «болевые» точки в каждом доме своего участка. Через создание комнаты школьника, я знала всех детей, чем они «дышат», что им интересно, какие проблемы с родителями, со сверстниками и т.д. В комнате школьника дети проводили всё внеурочное время, вместе делали уроки, помогая друг другу, готовили праздничные концерты для жителей дома, разрабатывали сценарии для проведения Дня двора. Детей из неблагополучных семей я узнаю среди многих, они не хотят идти домой, постоянно испытывают тревогу и страх, под одеждой скрывают следы побоев, выглядят неопрятно, нестриженные волосы, ногти, зачастую агрессивные. Чем раньше мы выявляли этих, беззащитных детей, тем раньше начиналась кропотливая работа с семьёй.

Как строилась работа с такими семьями?

В первую очередь реабилитация начиналась с родителей, помимо психологической поддержки, сопровождения, это и трудоустройство. Помню, как в четыре утра вместе с мамой (подопечной) занимали очередь в Центр занятости, чтобы встать на учёт, иначе бы и не дошла, проходили курсы, чтобы получить новую специальность и т.д. Кого-то убеждали пройти лечение от алкоголизма или кодироваться. В больницу неоднократно приходилось приносить продукты, сладости, чтобы мамочка не чувствовала себя одинокой и брошенной, да и для контроля конечно. Однажды, придя в семью, вижу такую картину, обед, на столе тарелка с замоченным горохом и хлеб и всё. Быстро в магазин, купила всё необходимое. Кто-то может, скажет, надо изъять ребёнка из семьи, поместить в приют,

лишить родительских прав. Всегда до последнего борюсь за семью, тогда в далёких девяностых и сегодня приоритетом для меня является семейное воспитание.

Как центр влияет на будущую судьбу ребенка?

Сегодня приоритетной задачей нашего Центра является реализация основного права ребенка – жить и воспитываться в кровной, либо в приемной семье. За годы моей работы более ста ребятишек обрели новые семьи и 20 детей вернулись в свои родные семьи. Буквально недавно листала документы детей, переданных на воспитание в семьи, и поймала себя на мысли, что каждого помню, у многих знаю ситуацию в настоящее время. Со многими семьями сложились дружеские отношения. И как показывает практика, дети, получившие воспитание в семье успешнее и конкурентно способнее наших выпускников.

Какие семьи чаще всего берут детей?

В основном это семьи, имеющие опыт в воспитании детей, где родители ещё чувствуют в себе силы и желание дарить заботу, тепло и ласку детям, лишённым волею судьбы семьи. Часто это семьи, проживающие на селе, дети приезжают в сельские семьи и остаются жить в сёлах и после 18 лет, возвращаются и после получения специальности.

Как часто берут взрослых детей?

Не часто. Чем старше ребенок, тем меньше у него самого желания уходить в семью. В Центре ему все привычно, комфортно, уже сложились отношения и с воспитанниками, и со взрослыми, а в новой семье свои правила, нужно снова выстраивать отношения как с родителями, так и возможно с другими детьми в этой семье. Были у нас случаи, когда кандидаты в приёмные родители хотели принять взрослых детей, но подростки не соглашались, говорили: «Не-не-не, мы никуда не пойдем». На сегодня это проблема. Кроме того, у нас очень комфортные условия проживания, детей немного, живем дружно. Когда я пришла сюда работать, было 168 человек, сегодня 40 детей.

Я всегда рекомендую кандидатам в приемные родителя пригласить ребенка домой на каникулы или выходные дни. В гости дети ходят с удовольствием. Кто-то дружит с семьёй на протяжении всех лет пребывания в Центре, а кто- то сразу же остаётся в семье.

Насколько вас поддерживает государство?

Сегодня государство уделяет большое внимание мерам поддержки детям-сиротам. Это и организация питания, обеспечение одеждой и обувью, это и повышенная стипендия во время учёбы в профессиональных образовательных организациях и реализация жилищного права. Квартиру ребята получают в новостройках уже с ремонтом, а иногда и с мебелью.

Что бы вы пожелали семьям, которые думают взять ребенка в детском доме?

Вопрос принятия детей - это очень серьезный шаг! Решение должно быть обдуманным, выстраданным. Нужно взвесить все свои возможности и не только материальные, но душевные. Потому что это особые дети, требующие много внимания, заботы и любви. Преданные однажды самыми близкими людьми они не могут быть преданы ещё раз.

Если семья готова изменить свой уклад ради такого ребёнка, то мы рады будем помочь им встретиться. Я желаю, чтобы каждый ребёнок обрёл семью!

Напомним, что ранее мы рассказывали о том, что россияне считают ненужными подарками на Новый год. Также мы рассказывали, что подарить на Новый год разным знакам зодиака.

    ...

    • 0

    Популярное

    Последние новости