Марийский дайвер нашел на дне Яльчика 100-метровую каменную стену: «Похожа на дело рук человека»
- 27 мая 2024
- 12+
- Гордова Софья
Павел Лапшин – дайвер из Марий Эл, занимающийся погружениями под воду более 15 лет и объездивший половину земного шара в поисках новых мест для погружений. «Про Город» поговорил с Павлом и выяснил самые интересные моменты его профессии.
Как вы начали заниматься дайвингом?
Сам я родился далеко от моря, на Алтае в городе Бийск. В 80-м году родители переехали в Йошкар-Олу. Тоже не близко к морю, но зато у нас много озер. Я, как и многие, долго искал свой путь.
А однажды, 15 лет, назад мой товарищ предложил мне заняться дайвингом и я прошел курсы в Йошкар-Оле. Моим первым озером стал Чуркан здесь, в Марий Эл. Сразу после Чуркана я уехал в Турцию, там прошел еще один курс. Потом еще на Красном море – учиться и совершенствоваться нужно всегда. Физически и психологически себя поддерживать. Мне сразу понравилось это ощущение, когда находишься в невесомости под водой, к тому же еще и дышишь. Так и начал.
Почему вы выбрали дайвинг?
Дайвинг требует к себе серьезного внимания. Тем он мне и понравился. Он дает возможность не только заняться ответственным делом, но и увидеть то, что другим не видно. Дает возможность путешествовать по миру и исследовать тот мир, который по статистике известен даже меньше, чем космос, - океан.
В каком возрасте вы начали заниматься дайвингом?
Мне было 40 лет.
Какими видами дайвинга вы занимаетесь?
Я инструктор по техническому и пещерному дайвингу. А еще занимаюсь подводной фотографией.
Сложно ли обучиться дайвингу?
В деле, где от тебя зависит твое здоровье и жизнь, обучение – очень ответственный процесс. Не учиться тут особо нельзя – это ваша жизнь, которая зависит от вас. А курс составлен так, что вы сможете управлять этими процессами. В пределах подводного пространства, конечно. Рассказывается, что такое дайвинг, что такое дыхание под давлением.
Обучение дайвингу – оно как в школе, с 1 по 11 класс. Ваши знания должны соответствовать вашим навыкам. В игре на скрипке вроде бы тоже все просто – несколько струн и смычок, но не все умеют это делать. Тут то же самое. Бывает теорию освоишь, а тело повторить не может.
Отсюда и категории дайверов – сначала дайвер открытой воды, потом продвинутый дайвер, дайвер глубоководный. И несколько специализаций, например, ночные погружения.
Правда ли, что в одну и ту же воду нельзя войти два раза?
Да. Вода везде разная. Даже одно море может быть каждый день разным. Это зависит от температуры воды, глубоководных течений.
Какое самое идеальное место для погружения лично для вас?
Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал. Каждое место замечательно по-своему, меня всегда тянет к новым неизведанным глубинам.
В скольких странах мира вы уже погружались?
Я погружался в более 50 странах мира. В разных морях и океанах, на разных континентах.
Чем отличаются мор и океаны разных континентов?
Везде свои особенности. Подводный мир невероятно интересный: есть и затонувшие корабли, есть очень красивые коралловые стенки, необычные животные. Места отличаются по видимости и температуре воды.
Самым лучшим для погружения считается Красное море, но есть и огромное количество других не менее прекрасных мест. Например, в прошлом году я побывал в Австралии на Большом Барьерном рифе. Я снимал там морского дракона. Он живет только там и больше нигде в мире. Природа каждого континента невероятно уникальна.
Куда бы вы посоветовали погрузиться в России?
У нас есть очень интересная Ординская пещера. Это в 900 км от Йошкар-Олы. Мы туда приезжали понырять чуть ли не каждый месяц. Это прекрасное место на Земле – там чистейшая вода. Я сейчас как раз снимаю о ней фильм для своей видео-передачи, в которой я рассказываю о лучших местах для дайвинга в мире.
Какое ваше самое яркое воспоминание о погружениях?
Одно из самых ярких – это путешествие в Микронезию. Это островное государство в Тихом океане, о котором многие не знают. Там находится лагуна погибших кораблей под названием Трук. Во время Второй мировой там было затоплено очень много судов. И они лежат там на дне почти нетронутыми. Это было незабываемое впечатление.
В лагуне тихая вода, поэтому они пролежали там нетронутыми почти 80 лет. Я очень люблю погружаться на затонувшие корабли – у каждого корабля своя история, своя душа.
Какие еще удивительные находки вы обнаруживали под водой?
Однажды я был на экспедиции в Черном море и в Крыму мы нашли судно римской эпохи.
Какое ваше самое глубокое погружение?
Моя рабочая глубина - до 100 метров. Я погружаюсь ради удовольствия, чтобы посмотреть этот прекрасный мир, бить мировые рекорды у меня задачи не стоит. Более глубоко погружаются уже технические дайверы с исследовательскими целями.
Какие самые экстремальные ситуации при погружениях вы помните?
В Нижегородской области есть такое озеро – оно называется Вошма. И мы стали первыми, кто нашел там пещеру. Это очень волнующее чувство, когда в этом месте до тебя никто не был. Я был первым, кто ее увидел, так как шел с камерой. Риски в такой ситуации очень большие – потеря видимости, возможные обвалы. Бывало, что на меня обваливалась часть пещеры. Природа есть природа.
А однажды на Черном море нас отнесло подводным течением за 7 километров от места погружения, пришлось экстренно подниматься. Это было очень неожиданная и опасная ситуация. Море живет по своим правилам, которые нам неизвестны.
Как прошло ваше погружение на Морском глазе?
Когда я только начинал заниматься дайвингом, мы объездили почти всю республику и в том числе были на Морском глазе. Это был в 2009-10 год, еще до первых пожаров. Это замечательное озеро с чистейшей водой. Во время погружения оно нас сильно удивило. Там был один нюанс: на дне озера стояли три совершенно нетронутые ели. Это озеро является провальным, и этим обусловлено такое интересное явление – видимо в какой-то прекрасный момент эти три елки съехали вниз и встали. Сохранились в мельчайших деталях – с иголками и шишками.
А в Марий Эл вам доводилось обнаруживать какие-то артефакты под водой?
Да, это было на озере Яльчик, туда вообще мало кто погружался, хотя оно тоже очень чистое. Вообще провальные озера самые чистые. И мы как раз обнаружили там место провала, а там огромную каменную стену. Она возвышалась на 10-15 метров и достигала примерно 100 метров в длину. Она была очень похожа на рукотворную, но все-таки это природное явление.
Есть ли в марийском крае какие-то мистические истории, связанные с такими находками?
Говорят, у нас в каждом озере стоит по церкви. Это, конечно, легенда, но мы не будем ее разрушать.
Какие у вас планы на ближайшее время?
В ближайшее время у меня предстоит поездка в азиатский регион, в Индонезию. Летом у нас планируется экспедиция на Дальний Восток. А еще у меня есть заветная мечта уйти в «кругосветку».