На работу – на лодке, домой – по «дороге смерти»: с чем приходится сталкиваться жителям вымирающих деревень Марий Эл
Жить там никто не хочет: работы, магазинов, дорог, детсадов и школ нет
В республике существует множество вымирающих деревень, где нет цивилизации и нормальных условий для жизни. С каждым днем все больше людей уезжает из родных мест. В непогоду до населенных пунктов невозможно добраться: зимой и весной дорога, ведущая к ним, превращается в грязевое месиво или сугроб. Неравнодушные местные жители пытаются вновь вдохнуть в деревни жизнь, но все это тщетно. Ситуация никак не меняется.
Причем такое явление происходит не только в Марий Эл, а в целом по России. Только в республике более тысячи вымирающих населенных пунктов. У многих из них схожая история: поселки, деревни и села пришли в упадок и начали пустеть с ликвидацией колхозов. Молодежь стремится покинуть бесперспективное «родное гнездо», а пожилым людям приходится выживать в тяжелых условиях, вдали от цивилизации, без магазинов, почты и дорог.
Деревня Малый Пуял, Оршанский район:
В деревне - 23 дома, в 13 домах постоянно проживают 38 человек, остальные – дачные дома. Жители добираются пешком в любую погоду до работы, школы, больницы, магазина. Это в основном люди предпенсионного и пенсионного возраста. Трудоспособная часть деревни трудоустроена в соседних деревнях, Йошкар-Оле или уезжают на вахту в различные регионы России. Дороги, связывающей деревню с населенным пунктом, где есть магазины, по факту нет. Есть направление, которое меняется от времени года. Жители района обращались к властям, с просьбой решить проблему с отсутствием дороги в деревни, их обращение было взято на контроль, однако они не рассчитывают на какие-то изменения.
Местный житель Эдуард Ураков рассказал:
В деревне нет ни магазинов, ни клубов, ни детсадов, ни школ – никаких важных социальных объектов. Дороги, которая связывает местных жителей с минимальными благами цивилизации, тоже нет. В памяти сельчан три человеческие жизни, которые дорога забрала безвозвратно, а также множество случаев, когда людей осенней темной ночью или в ураган дорога заставляла блуждать часами. В четырех семьях деревни есть дети. Они посещают школу и детский сад в селе Великополье. Они пешком ходят по два километра, чтобы добраться до школьного автобуса. В дальнем конце деревни живет инвалид, после инсульта ходит с трудом, но сам проделывает путь длинной пять километров в оба конца в любую погоду. Без дороги деревня гибнет в прямом смысле, потому что не может получить импульс для развития. Кроме того, во время непогоды скорая помощь и пожарная машина в деревню заехать не может.
Поселок Юрино, Юринский район:Несмотря на то, что Юрино является административным центром, местные жители жалуются на плачевное состояние поселка. Хотя в этом поселке есть магазины, школы и другие социально значимые объекты, дороги тут разбиты, газа нет, как и медицины. Последнее, учитывая сложившуюся во всем мире ситуацию, особенно волнует большинство жителей поселка. Многие местные также массово покидают поселки, перебираются либо в столицу республики, либо вовсе уезжают из Марий Эл. В правительстве сообщили, что
Людмила Князева, уроженка поселка Юрино, рассказала:
Мы вынуждены заниматься самолечением! Я молодая женщина, могла бы еще родить ребенка, но не могу себе это позволить. Во-первых, нет роддома, во-вторых, нет врача-гинеколога, в-третьих, нет диагностики УЗИ, в четвертых и в-пятых — ничего нет для достойного воспитания нового поколения. Я даже писала жалобу в правительство. Мне сказали, что врач-акушер с 2020 года по понятным причинам был переведен на работу с больными коронавирусом. Однако, раз в неделю акушер-гинеколог приезжает из Козьмодемьянска. Также в поселке постоянно находится акушерка, которой разрешен самостоятельный прием. А УЗИ-исследования проводятся в Йошкар-Оле или Козьмодемьянске. Вот скажите, как жить в поселке, где ничего нет? Пришлось переехать в Йошкар-Олу.
Поселок Лебедевский, Медведевский район:Несмотря на то, что поселок находится всего в 20 километрах от Йошкар-Олы, однако во время весенних паводков добраться туда практически невозможно. Постоянно там живут всего семь человек, летом приезжают дачники. Дороги только грунтовые. Рядом находится развитый поселок, но путь к нему лежит через понтонный пост, который почти разрушился. Местные жители самостоятельно ремонтируют. Есть объездная дорога, но это большой крюк. В администрации сельского поселения сообщили, что главная проблема в паводках. «Летом, в принципе, добраться до деревни не составляет труда. А зимой мы делаем все, что в наших силах: чистим снег до моста, что бы туда могли проехать и припарковаться машины, а дальше, после моста, до первого дома буквально150-200 метров», – говорит глава сельского поселения Александр Павлов.
Александр, местный житель:
Я живу в этой деревне, работаю в Йошкар-Оле. Каждый день мне приходится ездить по заснеженной зимой, размытой весной, и грунтовой дороге летом. В паводок я хожу по воде на лодке. До деревни есть и другая дорога, но в объезд около 20 минут. А как быть, если кому-то в поселке станет плохо? У нас есть раковые больные! А если пожар? Скорая и пожарные поедут в объезд, и что случится за эти 20 минут? Они могут стать роковыми».
Деревня Пактеково, Новоторъяльский район:В Марий Эл есть еще одна вымирающая деревня, население которой с каждым годом становится все меньше и меньше. Сейчас в Пактеково стоит около 13 домов. Причем жителей старше 60-70 лет уже не осталось, однако и молодых там почти нет. Зимой во время сильных снегопадов тракторы не всегда успевают расчищать дорогу, отдавая предпочтение тем населенным пунктам, где больше детей. Газа в деревне тоже нет, но есть вода и электричество. Согласно историческим источникам, первое упоминание о деревне встречается в документах за 1790 год, тогда там были только 4 хозяйства. Со временем Пактеково разрасталось. В 1932 году в деревне построили колхоз, конюшню, овцеферму. В 80-ых появился магазин, телятник, склад. Сейчас в деревне нет учреждений соцкультбыта. За услугами местные обращаются в деревню Токтарсола и поселок Новый Торъял. Недалеко от деревни есть священная роща, куда жители ходят молиться.
Алексей, местный житель:
В деревне нет ни школы, ни детского сада, ни магазинов. До школы ездит специальный автобус, который собирает детей. Почти у всех жителей Пактеково есть машины, чтобы ездить за покупками в соседний поселок. В прошлом году у нас в деревне отремонтировали дорогу, посыпали щебенкой, потому что смысла класть асфальт на самом деле нет.
Напомним, что ранее сообщалось о том, что йошкаролинцы задыхаются от сухой дорожной пыли. Также йошкаролинцам объяснили, что делать, если счет за свет пришел «выше в два раза».
А какие еще деревни, о которых забыли, вы знаете? Присылайте истории нам на почту pgorod12@mail.ru или позвоните по телефону 7 (917) 071-40-60.
Ранее:
Врачи ехали на лошади: следственный комитет проводит проверку о смерти женщины в Марий Эл