Во время посещения сайта Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки персональных данных.

Самые тихие вагоны без визгов и криков: проводница РЖД поделилась, как ехать в тишине

Самые тихие вагоны без визгов и криков: проводница РЖД поделилась, как ехать в тишинеиз архива "Про Город"

С осени 2025 года в поездах Федеральной пассажирской компании (ФПК, дочерняя структура РЖД) действительно появятся специальные места для взрослых с детьми до 10 лет — это касается как купейных вагонов, так и вагонов с местами для сидения в ряде поездов дальнего следования. На сайте РЖД такие места будут обозначены спецсимволом «Места для пассажиров с детьми». Покупка билета на эти места будет доступна только для взрослых, путешествующих с детьми соответствующего возраста.

Однако пассажиры справедливо отмечают: нововведение — лишь частичное решение проблемы. В пик летнего сезона, когда железные дороги России перевозят миллионы семей, конфликт интересов между родителями с детьми и пассажирами, желающими тишины, становится особенно острым. Соцсети и форумы регулярно пополняются жалобами на шум, беготню и отсутствие личного пространства в вагонах, где едут дети. Многие пассажиры открыто говорят о необходимости не просто отдельных мест, а целых вагонов — как для семей, так и для тех, кто хочет тишины.

Почему только отдельных мест недостаточно

Масштаб проблемы: За пять месяцев 2025 года ФПК перевезла 41,4 млн пассажиров, а к концу года ожидается 113,5–118 млн. Южные направления летом становятся особенно загруженными, и даже выделение нескольких мест под детей не решает вопрос шума и комфорта для всех.

Ограниченная доступность: Даже при желании выкупить купе целиком семьи часто сталкиваются с тем, что лучшие места быстро раскупаются турфирмами или через спецсервисы, а обычным пассажирам остаются только верхние полки или разрозненные места в разных купе.

Опыт прошлых лет: РЖД уже экспериментировали с «детскими купе» — например, в поездах Москва – Анапа, Адлер – Москва, Москва – Самара. Такие купе оформлены тематически, оснащены защитой от падения, играми, но их очень мало (около 15 поездов на всю страну), и купить билет туда могут и пассажиры без детей.

Игровые вагоны и библиотеки: На некоторых направлениях появились вагоны-игровые комнаты и сервис «Библиотека юного путешественника», но их охват крайне ограничен.

Что думают пассажиры и эксперты

Пассажиры в соцсетях и на форумах делятся на два лагеря: одни требуют полностью изолировать семьи с детьми в отдельные вагоны, другие — создать «тихие» вагоны для тех, кто хочет покоя. Некоторые отмечают, что даже в «семейных» купе или вагонах могут возникать конфликты, если правила не соблюдаются строго. Есть и обратные претензии: если билеты в «семейный» вагон продаются только пассажирам с детьми, это может ограничить доступность мест для одиночных путешественников.

«Очень бы хотелось, чтобы были отдельные вагоны для проезда с детьми. И без детей. Потому что иногда поездка превращается в ад», — пишет Наталья. Ей вторит Валентина: «Всех детей с их родителями — в один вагон, вот им всем веселуха будет. А люди, которые ездят без детей, тоже имеют право на комфорт».

Почему не сделать отдельные вагоны?

  • Экономика перевозок: Железная дорога — бизнес, и вагоны должны быть заполнены. Выделение целых вагонов под узкие категории пассажиров может привести к недогрузу и росту цен на билеты.
  • Логистика и спрос: В пик сезона спрос на места огромен, и распределить всех желающих по «правильным» вагонам технически сложно. Особенно если речь идет о маршрутах с разной загрузкой.
  • Юридические и социальные аспекты: Как быть с семьями, где у ребенка инвалидность и нужен особый комфорт? Куда девать одинокого родителя, если в «семейном» вагоне не осталось мест? А если взрослый пассажир выкупил купе, но везет шумную компанию — это тоже проблема для соседей.

Что делается для комфорта семей

Помимо выделения отдельных мест, ФПК расширяет сервисы для детей: с июля 2025 года во всех вагонах, включая плацкартные, детям до 10 лет будут раздавать карандаши и раскраски — ранее это было только в вагонах повышенной комфортности. В некоторых поездах работает система «Попутчик» с фильмами, музыкой, аудиокнигами и возможностью заказа еды. Для школьников 10–17 лет с марта 2025 года действует скидка 50% на билеты, для детей 5–10 лет — 35% от взрослого тарифа, а малыши до 5 лет едут бесплатно без отдельного места.
Перспективы
Выделение отдельных мест для пассажиров с детьми — это первый шаг. Дальнейшее развитие может идти по пути расширения числа поездов с тематическими «детскими купе», создания полноценных семейных вагонов (по аналогии с «Сапсаном») и, возможно, введения «тихих» вагонов для взрослых. Но масштабировать такие решения на всю сеть — задача крайне сложная с точки зрения логистики, экономики и социальной справедливости.
«Осенью мы планируем предусмотреть места для проезда только с детьми. Речь идет о купе и вагонах с местами для сидения ряда поездов», — рассказал генеральный директор ФПК Владимир Пястолов. Пока же, в условиях летнего ажиотажа, всем пассажирам — и с детьми, и без — остается договариваться, проявлять терпение и, по возможности, брать беруши.

...

  • 0

Популярное

Последние новости