«Это искусство»: Василий Пектеев о марийском «Гамлете», «Золотой маске» и работе с молодежью
20 октября стало известно, что спектакль «Гамлет. Машина. Цемент» Марийского национального театра драмы имени М. Шкетана номинирован на премию «Золотая маска». Это самая престижная театральная награда в нашей стране.
«Про Город» пообщался с художественным руководителем театра, Василием Александровичем Пектеевым, о развитии марийского сценического искусства, работе с молодой аудиторией и творческих экспериментах.
Национальный театр драмы имени М. Шкетана постепенно перестает ассоциироваться только с традиционной марийской комедией. На его сцене все чаще ставятся экспериментальные спектакли, в том числе и на русском языке.
«Мы и раньше говорили, и моя предшественница, Сарра Степановна Кириллова, на этом стояла: марийский театр должен чувствовать себя равным с лучшими театрами России. Поэтому она, став главным режиссером, через два с половиной года репертуар так изменила, что наш театр впервые выехал на большие гастроли в Эстонию. Это был прорыв для наших артистов. Мы почувствовали себя не просто колхозным театром, обслуживающим массового зрителя, а поняли, что занимаемся действительно большим искусством. В последние годы происходит то же самое»
Еще 20 лет назад представить такое было сложно: русскоязычные постановки не принимались как зрителями, так и руководством.
«Лет двадцать назад об этом не могло быть и речи. Я тогда еще заявлял, что в марийском театре постановки на на русском языке появятся только через мой труп. На сегодняшний день мы все сказки, а также некоторые спектакли играем только на русском языке»
Большой резонанс в театральных кругах нашей республики вызвали спектакли молодого режиссера Степана Пектеева: «Йыван Кырла. Путевка в жизнь», «Folks», «Гамлет. Машина. Цемент».
«У нас с большим сопротивлением входили в репертуар и «Кырла», и «Folks» и «Гамлет». Степан Пектеев пришел с предложением поставить спектакль про Кырлю, сказал, что это может быть очень востребовано. Он отказался от уже существующей пьесы, сам сочинил этот спектакль с большим трудом. Было очень много сопротивления внутри театра со стороны администрации. Но мы это преодолели и спектакль прозвучал»
спектакль «Йыван Кырла. Путевка в жизнь», фото Марийского национального театра драмы имени М.Шкетана
Все эти постановки объединены проектом «Шкетан Young», направленным на привлечение молодежи в национальный театр.
«В наш театр ходит очень мало молодых людей, особенно не марийцев. А у нас и раньше были, и сейчас есть спектакли, которые мы можем предложить русскому зрителю. Но как русскоязычную молодежь привлечь в театр? Именно с этой целью Степан разработал «Шкетан Young». Реализовывалось он в разных формах: были и встречи со студентами, и обсуждения»
20 октября Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана сообщил, что спектакль «Гамлет. Машина. Цемент» попал в лонг-лист театральной премии «Золотая маска». В пяти номинациях представлены семь марийских артистов. Это не первый раз, когда спектакли из Марий Эл попадают в список «Маски». В 2020 году награду за оформление спектакля «Йÿд орол» («Ночной караул») получил художник Республиканского театра кукол Сергей Таныгин.
«На лучшую женскую роль выдвинули Светлану Строганову и Светлану Александрову, на лучшую мужскую роль номинировали Алексея Тетерина и Ивана Соловьева. Для нас это очень важно. Катя Андреева, художник, говорит: «Там такие постановки! И мы оказались в таком окружении!». В списке действительно признанные театры, и то, что мы оказались с ними рядом, конечно, радует»
Несмотря на такую высокую оценку театрального сообщества, «Гамлет. Машина. Цемент» остался не принятым и не понятым массовым зрителем. По мнению Василия Александровича, это связано с тем, что марийская публика воспитана на эстрадных концертах и музыкальных комедиях. Понять и принять более серьезные и глубокие постановки ей пока трудно.
«Если посмотреть объективно, то марийский массовый зритель не принял «Гамлета» и не примет, потому что он воспитан на концертах. Если это комедийная или музыкальная постановка, люди с удовольствием ходят, но спектакли уровня «Гамлета» пока принимает очень мало людей. После премьеры один молодой человек писал на марийском языке, ругался. Говорил, что национальный театр должен оставаться национальным, а разные выкрутасы режиссеров пусть делают в Москве или в Питере»
Тем не менее, по мнению Василия Александровича, подобные спектакли необходимы театру. Марийское искусство не может существовать только в рамках музыкальных комедий и пьес местных авторов.
«Администрация говорит: «Зачем нам спектакли, которые массовый зритель не принимает? Давайте в Свердловскую область поедем, в Башкирию. Будем там людей смешить нашими зубодробильными спектаклями. Но мы же не можем постоянно петь, плясать и развлекать»
Даже если зритель принимает такие эксперименты, они дают актерам возможность выйти за рамки привычного амплуа, попробовать что-то новое, вырасти в творческом и профессиональном плане.
«На таких постановках артист растет. Я ставил много спектаклей, но каждый раз смотря сцену встречи Гамлета и Офелии, не могу понять, что Степан нашептал Светлане Александровой и Алексею Тетерину, что они так сыграли. У меня ком в горле стоит. Это искусство»