Сочетание религии, народных верований и бытовых вопросов
Свадьба — это самая значимая веха в жизни человека. Во все времена, любое человеческое общество придавало свадебным обрядам особое, сакральное значение. Марийская свадьба не являлась исключением. Удивительное сочетание религии, народных верований и сугубо бытовых вопросов делали брачные торжества марийцев зрелищным и наполненным смыслом событием.
Сватовство. История
Читая краеведческие материалы по луговым и горным марийцам, практически, не увидишь разницы в старинном свадебном обряде XIX века. О свадьбе договаривались старшие родственники. При этом парней старались женить как можно раньше, уже с 16 лет, а девушек выдавать замуж как можно позже. Невеста могла быть старше жениха на 3-6 лет.
Здесь проявляется практичность марийцев: девушка работала по хозяйству, поэтому ее старались удерживать при семье как можно дольше. После сговора родственников происходило сватовство. В дом невесты приезжал отец жениха и сват (тула́р). Сам жених отсутствовал. Подтверждением на свадьбу у луговых марийцев являлось то, что невеста должна была выпить предложенную чашу с хмельным напитком (Чукыр аракам дене): обряд «напоить невесту». В свою очередь, у горных марийцев обе стороны должны были надкусить хлеб с маслом в знак согласия.
Свадьба. История
Традиционной марийскую свадьбу играли летом в период после посева до начала сенокоса, или после сенокоса. Свадебный день - пятница (кугарня́: «большая неделя») была священным, чистым днём. В пятницу проводились моления, не разрешалось работать. Обычно свадьба была или дневная, с утра до вечера, или ночная, которая праздновалась сутки. В деревне жениха родственники собирали свадебный поезд (сÿан), который состоял из 20 и более подвод. Участниками свадебного поезда являлись родственники жениха (сÿанва́те и сÿанмари́й: «свадебные женщины» и «свадебные мужчины»).
Распорядителем свадебного поезда назначали друга жениха (саву́ш), а распорядителем свадьбы являлся один из старших родственников жениха (сÿанву́й: «свадебная голова»). Мать жениха и незамужних девушек в поездку к невесте никогда не брали.
В доме невесты в это время идут приготовления к свадьбе. Невесту одевали в традиционный марийский костюм. Голову повязывали платком, это означало, что она еще невеста, а не жена. В это время подруги невесты укладывали в сундук приданое, которое готовилось заранее, но укладывалось только в день свадьбы. К этому действу сестры невесты не допускались. Это делалось из опасения, чтобы младшие дочери не засиделись в девушках.