Свадебный обряд мари: традиции забытые временем
Сочетание религии, народных верований и бытовых вопросов
Свадьба — это самая значимая веха в жизни человека. Во все времена, любое человеческое общество придавало свадебным обрядам особое, сакральное значение. Марийская свадьба не являлась исключением. Удивительное сочетание религии, народных верований и сугубо бытовых вопросов делали брачные торжества марийцев зрелищным и наполненным смыслом событием.
Читая краеведческие материалы по луговым и горным марийцам, практически, не увидишь разницы в старинном свадебном обряде XIX века. О свадьбе договаривались старшие родственники. При этом парней старались женить как можно раньше, уже с 16 лет, а девушек выдавать замуж как можно позже. Невеста могла быть старше жениха на 3-6 лет.
Здесь проявляется практичность марийцев: девушка работала по хозяйству, поэтому ее старались удерживать при семье как можно дольше. После сговора родственников происходило сватовство. В дом невесты приезжал отец жениха и сват (тула́р). Сам жених отсутствовал. Подтверждением на свадьбу у луговых марийцев являлось то, что невеста должна была выпить предложенную чашу с хмельным напитком (Чукыр аракам дене): обряд «напоить невесту». В свою очередь, у горных марийцев обе стороны должны были надкусить хлеб с маслом в знак согласия.
Свадьба. История
Традиционной марийскую свадьбу играли летом в период после посева до начала сенокоса, или после сенокоса. Свадебный день - пятница (кугарня́: «большая неделя») была священным, чистым днём. В пятницу проводились моления, не разрешалось работать. Обычно свадьба была или дневная, с утра до вечера, или ночная, которая праздновалась сутки. В деревне жениха родственники собирали свадебный поезд (сÿан), который состоял из 20 и более подвод. Участниками свадебного поезда являлись родственники жениха (сÿанва́те и сÿанмари́й: «свадебные женщины» и «свадебные мужчины»).
Распорядителем свадебного поезда назначали друга жениха (саву́ш), а распорядителем свадьбы являлся один из старших родственников жениха (сÿанву́й: «свадебная голова»). Мать жениха и незамужних девушек в поездку к невесте никогда не брали.
В доме невесты в это время идут приготовления к свадьбе. Невесту одевали в традиционный марийский костюм. Голову повязывали платком, это означало, что она еще невеста, а не жена. В это время подруги невесты укладывали в сундук приданое, которое готовилось заранее, но укладывалось только в день свадьбы. К этому действу сестры невесты не допускались. Это делалось из опасения, чтобы младшие дочери не засиделись в девушках.
Традиционно, первыми порог переступали саву́ш, затем жених (качымари́й) и два его родственника. Молодому преподносили хлеб и соль. Чтобы не было порчи со стороны злых духов, подруга невесты должна идти по следам невесты. После этого нареченные уходили вглубь дома вместе с подругой невесты, пока не закончится преподнесение даров родителям невесты. Одной из традиций было одаривание матери невесты: сÿанву́й клал на грудь матери серебряные монеты за хорошее воспитание дочери.
Благословленные жрецом (карт) молодые усаживались за стол, и начинался пир. Пока старшие родственники пируют, молодые развлекаются. Прежде, чем на невесту надеть свадебный кафтан (сывын) поверх праздничного платья для вхождения в дом жениха, угощали молодых парней из деревни (ÿдыр арака йÿмаш). Исполнял этот обряд молодой родственник невесты, надевая ее свадебный кафтан и имитируя тем самым невесту. После пира в доме невесты свадебный поезд жениха направлялся в дом жениха. Но по дороге обязательно заезжали в специально оговоренный дом, где невеста снимала платок и надевала женский головной убор.
Обряды
У входа во двор жениха на дорогу стелили старую овчину, а под нее клали железный предмет, через который должны были пройти жених с невестой. Совершался этот обряд с целью оберега, чтобы не пропустить в дом злых духов. Невесту с женихом усаживали сразу за стол и угощали горячими блюдами. А в это время один из родственников жениха, оставшийся в доме невесты, выкупал ее приданое. Название этого обряда — шондык ÿмбак шинчаш («сесть на сундук»). Садились на этот сундук младшие братья или сестры невесты, которые назначали и сумму выкупа. По прибытии родственников невесты выставляли на стол хлеб-соль, блины (команмелна), пироги (подкогыльо), кашу, брагу, пиво и приступали к угощению гостей. За стол садились поочередно: сначала родственники жениха, потом — невесты.
Сватовство. Современность
На сегодняшний день большая часть особенностей обряда сватовства канула в лету. Однако часть традиций, таких как «напоить невесту» сохранились до сих пор среди луговых марийцев. Но приезжают на сватовство не только мужчины со стороны жениха, но и сам жених.
Свадьба. СовременностьСейчас марийские свадьбы играют в любое время года, а не только летом и осенью. Но обряд празднования сохранился: свадьба или дневная, с утра до вечера, или ночная, которая празднуется сутки. Со стороны жениха собирается свадебный поезд, понятно, что не из подвод, а из машин. В состав поезда входят родственники жениха, но опять мать жениха не берут. А незамужних девушек - вперед и с песней! Обязательно присутствуют сÿанва́те, наряженные в традиционные марийские костюмы.
В доме невесты уже не укладывают приданое. Все наряжаются в марийские наряды, современная цена которых не меньше, чем цена свадебного платья. Когда приезжает жених с родственниками, то происходит выкуп невесты, вполне себе современный: с конкурсами кто во что горазд. После выкупа все садятся за стол и угощаются. Стоит отметить, что обычай одаривания матери невесты сохранился в Медведевском районе.
Далее следуют марийские пляски и песни в исполнении сÿанва́те. Следующий этап — это поездка в загс, в которой участвуют только родственники жениха. Родители невесты остаются дома. Но не везде. Этот обычай используется только в Новоторъяльском районе. Сейчас, в основном, родители вместе с родней и приданым приезжают в дом жениха чуть позже родни жениха. После загса родственники молодого мужа отправляются в его дом, где их встречает с хлебом/солью мать молодого мужа. И вот там уже молодая жена надевает или платок (а ведь в старину снимала его), или головной марийский убор. Традиция стелить старую овчину видоизменилась. Отныне используют новый ковер, по которому должна пройтись только невеста.
За стол по-прежнему садятся поочередно: сначала родственники жениха, потом — невесты. Традиция одаривание родственников жениха превратилась в обязательное одаривание свекрови. Молодая супруга должна одеть мать мужа с ног до головы.
В заключении стоит отметить, что данные традиции сохранились, в основном, у луговых марийцев. У горных только присутствуют сÿанва́те, и гости, поочередно садящиеся за стол. Да, и к тому же у горных марийцев появилась новая традиция со времен Великой Отечественной войны: приходить на свадьбу со своим самогоном и едой.
Напомним, ранее сообщалось о том, как живут Нижегородские марийцы, а также о том, как живут марийцы в Башкирии.
Ранее: Вместо церквей и мечетей — огромные деревья: как живут последние язычники Европы