«Актёром может быть кто угодно»: создательница перформанс-выставки «Имперфект России» об искусстве и театре будущего
Героиня нового большого интервью — Кораблева Злата
Участница Телеграм театра и кураторка прошедшей перформанс-выставки «Имперфект» рассказала о современном искусстве, будущем российского театра и собственной выставке.
О себеЯ родилась в Йошкар-Оле. Я училась в лицее Бауманском. Именно там мне привили любовь к искусству и прочим активностям. И организаторские способности у меня зародились в школе.
Потом поступила в МарГу, на историко-филологический факультет, и параллельно начала думать о том, что я бы хотела профессионально заниматься театральной деятельностью. Тогда же познакомилась с Ромой Буссе. Он как раз заново открывал телеграм театр, и я стала его помощницей, администратором театра.
Также участвовала как актёр-«перформер» в одном из самых ярких выступлений, которое заного открыло Телеграм театр городу — «Селектед». Его мы повторяли четыре или пять раз, зимой 19-20 года. Тогда я поняла, что хочу этим заниматься.
В конце августа, перед переездом в Москву, я срежиссировала читку пьесы с Любимовки. После этого я уехала в Москву. Начала насматриваться всяких театральных штук. Сейчас хожу в основном в ЦИМ. Знакомлюсь с режиссёрами, авторами, актёрами и кураторами проектов. Там я учусь, а сюда приезжаю что-то делать: спектакль, лаборатория физического театра, а сейчас — выставка.
Потом снова была дистанционка, снова ковид. Я вернулась и сделала здесь свой спектакль в рамках Телеграм театра — «Новая жизнь». О взаимоотношениях родителей и детей. Мы показывали его три дня. Приходила абсолютно разная аудитория: от подростков до пожилых. Это абсолютно разный контингент.
Универ повлиял на твоё увлечение искусством?
Нет, это началось до. Я познакомилась с Телеграм театром в 9-10 классе, но я была зрителем. И была уверена, что я хочу идти либо на историка, окунуться в научную деятельность, либо в творческое направление. Я осталась здесь, но также начала искать пути того, что я могу сделать, чтобы в следующем году оказаться ближе к своей цели. Стала искать саму цель. И начала активно участвовать в Телеграм театре, а не просто смотреть. И получается, что в сумме я попробовала и театральную деятельность, и историческое направление. Я поняла, что чисто история — не моё.
Переезд в Москву — целенаправленная попытка найти необходимые знания?
Это получилось, чтобы просто уехать и оказаться в Москве. Сейчас я учусь на культуролога. Это уже не история. Для себя я приняла решение, что сейчас главным в моей жизни — оказаться в Москве, искать новые знакомства, и пытаться что-то сделать там.
Нужно делится уникальным опытомВесь год я жила так, практически на два города. Там я училась, а сюда я приезжала что-то делать: театр, физическая лаборатория, а сейчас — выставка. И, пока, мне кажется, что я закрыла свой гештальт. В ближайшее время я не планирую возвращаться и делать что-то здесь, пока я не пойму, что интересное можно было осуществить здесь.
Готов ли местный зритель к театральным форматам, которые ты продвигаешь?
Молодые не особо любят ходить в театры привычные нам. Но в «таких» театрах ты не страдаешь, не сидишь несколько часов в кресле. Ты можешь уйти в любой момент. Можешь взаимодействовать. И это уже не становится таким скучным. Поэтому я считаю, что это будет развиваться дальше. И театр перформативный будет жить ещё долго.
Выставка
Весной я напрямую договорилась с руководителями Репаблика о том, что летом я хочу попробовать сделать выставку. Хочется попробовать объяснить жителям Йошкар-Олы, что такое искусство в представлении молодёжи. Что такое искусство сейчас, и какое оно есть в Йошкар-Оле.
Искусство необязательно должно быть академическим. Можно рисовать хоть пальцем, хоть кистью, хоть красками, хоть кровью, — чем угодно. Здесь представлены картины из мозаики, сграффито, фотографии. Я понимала, что я хочу показать только что-то современное. И хотелось показать именно молодых ребят, которые не очень известны.
В Телеграм театре мы достигли цели, которая стояла перед нами в тот момент — мы познакомили людей с современным театром. Объяснили, что театр — это не обязательно сидеть в большом академическом зале. Можно уходить, если тебе не нравится.
Можно быть таким же активным участником, и актёром может быть кто угодно. Теперь хочется объяснить жителям города, что искусство — это точно такой же труд, а любой труд оплачивается. Что искусство никому ничего не должно. Искусство работает, если оно вызывает у вас какую либо эмоцию. Даже если тебе неприятно это видеть, оно уже работает.
Самая первая инсталляция — заготовка или это действительно чьи-то грамоты?
Это мой друг. Мы знакомы около 5 лет. Он просто сказал, что хочет что-то сделать. И это далеко не все грамоты. На самом деле, у меня их тоже не мало. И это как раз чужие ожидания. Ожидания наших родителей. Для меня это особенно важно.
Надо учится говорить о том, что хочешь именно ты
Это тяжело. Я только сейчас начала понимать, что я не готова работать в офисе. Что мне интересна сфера искусств. Что я работаю на двух работах, чтобы не зависеть финансово от родителей.
Москва или Йошкар-Ола?
Не знаю, я не воспринимаю Москву как дом. Я там развиваюсь, получаю новые знания. А после приезжаю сюда и делюсь ими.
Но в Йошкар-Оле очень сложно найти аудиторию, которая готова прийти, посмотреть, и немного заплатить. Билеты здесь стоят ровно столько, чтобы покрыть расходы на организацию. Поэтому достаточно сложно найти аудиторию, которая готова сюда ходить.
Напомним, ранее журналистам ProГород о себе рассказал режиссер фильмов «Я худею» и «Огонь», а также слесарь, который создает фантастические фигурки из глины.
Ранее: «Стрит-арт — это эмоция»: йошкар-олинский художник о детстве, своем проекте и настоящем искусстве