«Стрит-арт — это эмоция»: йошкар-олинский художник о детстве, своем проекте и настоящем искусстве
Герой нового большого интервью — Кирилл Романов
Художник и основатель проекта «Культурный вандализм» рассказал про стрит-арт, о своём проекте, детстве и искусстве.
Все свое осознанное детство я катался на «агрессивных» роликах и рисовал граффити. В это время как раз была популярна компьютерная игра Getting Up. Сейчас её мало кто помнит. И во всю расцветала мода на уличную культуру. После 9 класса я пошёл в училище. К тому моменту все мои друзья учились там. Тогда же начала проявляться тяга к рисованию.
Университет: случайный выбор или продуманный план?
Выбор был между тремя вузами. И я сделал выбор в пользу академии Штиглица. Проучился 2 года, затем бросил.
Путь к стрит-арту
В общей сложности я учился 10 лет и просто устал от классического выражения. Мне не хватало тех эмоций из детства. Но рисовать банками — очень скучно и неинтересно. Сам процесс создания стрит-арта, для меня — это эмоция. Эмоция осознания того, что ты делаешь то, что не вписывается в рамки понимания простого обывателя. Единственный самый часто задаваемый вопрос: «Вы это согласовали?». В основном от тех, кто впервые сталкивался с проектом или впервые что-то об этом узнаёт.
«Культурный вандализм»
Когда мы учились, мы делали образцы работ на основе греческой вазописи (1-2 век) или египетской. Я пытался найти материал, с которым никто не работает. Сначала я хотел делать мозаики, но передумал и начал делать сграффито.
Свою первую работу я приклеил на улице Пестеля в Санкт-Петербурге. Через неделю мне позвонил Piter.tv со словами: «Здравствуйте, вы известный стрит-атрист, можно о вас снять репортаж? Мы завтра приедем к вам в мастерскую». Оказалось, что мой фотограф Алиса опубликовала мои работы в нескольких пабликах и их заметили.
Первая работа/фото из профиля инстаграм
Во время репортажа нам задали вопрос: «Почему вы выбираете такие изображения? И Алиса ляпнула, что это вандализм, но культурный. Когда мы начали это делать, по хештег с культурным вандализмом было всего примерно 50 публикаций, это сейчас там уже целые сообщества. Но так получается, что хэштег нельзя никак запатентовать.
Место для работы
Это должно быть такое место, которое не очень будет смущать людей. Например, мост. В нем никто не живет, и никто не будет сильно возражать.
Кирилл Романов/фото из профиля инстаграм
Изначально идея была в том, что ты делишь какой-то продукт, который заметен только внимательному человеку. Оно не должно быть нарочито. Не должно быть навязчиво. Оно не должно кричать.
Кирилл Романов/фото из профиля инстаграм
То, что вы видите в Йошкар-Оле, очень сильно отличается от того, что в Питере. Там всё привязано к греческой вазописи, то есть более классические вещи, нежели здесь. Здесь эксперименты.
Нужно ли монетизировать творчество?
Недавно я услышал такую хорошую фразу: «Искусство должно быть независимо от денег». Как только ты начинаешь делать чашку только ради того, чтобы её продать, пропадает творчество. Есть ниша, в которой хочется работать серьезно. И мы сейчас пытаемся ее занять. Но это очень длительный процесс. А стрит-арт — это самостоятельная единица, которая не должна быть монетизированна вообще. Потому что как только это превратиться в коммерцию, это перестанет быть стрит-артом. Если меня кто-то попросит сделать сграффито на своим здании, я сделаю, но в посте инстаграм будет указано, что это не является проектом «культурный вандализм».
Отношение со стороны близких
Родители никогда не запрещали мне заниматься граффити, а затем и рисованием. Моя девушка — тоже художник. И двум творческим людям достаточно легко вместе. Вообще каждый из нас — самостоятельная единица. Но когда возникает какое-то сомнение, ты всегда можешь получить совет. Конечно, у нас встречается предвзятое отношение, но в некоторых вещах мы стараемся говорить правду.
Кто может называться художником?
Художник для меня — не тот, кто хорошо умеет рисовать, а человек, которому есть что рассказать. В том числе, с помощью таких инструментов, как рисунок и живопись он выражает свои мысли.
Это должен быть умный, начитанный человек, владеющий большим багажом знаний и разбирающийся в истории искусств. Но он не обязан иметь профессиональное художественное образование. Художник в целом необязательно должен уметь хорошо писать или рисовать. Ведь не все из них рисуют. Глупо отрицать, что мы живем в 21-м веке. И глупо писать и жить только 19-м веком, картинами и классическим искусством.
Кирилл Романов/фото из профиля инстаграм
Вот подумай, нужна ли тебе «Аленушка» дома? Или «Богатыри»? Возможно, она тебе нужна как пример художественной ценности. Как предмет искусства, в который можно вложить деньги. Но как вещь, которая будет вписываться в твой интерьер, она не подойдет.
Искусство — это...
Все. В 21-м веке все зависит от подачи, контекста и посыла. Все гениальное — просто. И того, что было написано в первом веке, гениальней ничего не придумали. Все крутые чуваки вдохновляются чем-то из прошлого.
Для меня основная задача — взять классическую фундаментальную историю и адаптировать ее под современные реалии. И мы идем к этому. С каждым днем о нас узнают всё больше людей. Вообще, до того как я начал заниматься стрит-артом, слово «сграффито» было очень непопулярно и его мало кто знал. А сейчас, даже в рамках Йошкар-Олы, все меняется. А ведь этот материал существует с эпохи возрождения.
Кирилл Романов/фото из профиля инстаграм
Что бы ты посоветовал начинающим художникам?
Занимайтесь тем, что любите и не бросай это. В училищах учат парильному рисованию. Основным механизмам. А то, что ты рисуешь в свободное время — творчество. И нужно уметь собственные идеи совмещать с теми знаниями, которое тебе даёт образование. Но бросая первое, ты теряешь своё лицо.
Напомним, ранее журналистам ProГород о себе рассказал режиссер фильмов «Я худею» и «Огонь», а также слесарь, который создает фантастические фигурки из глины.
А вы встречали на улицах города работы Кирилла? Рассказывайте в комментариях
Ранее: Куда поехать на выходные: дух старины в окружении современности недалеко от Марий Эл