Progorod logo

Режиссер фильмов «Я худею» и «Огонь», будучи йошкар-олинским хулиганом, даже не мечтал о работе в кино

19 марта 2021Возрастное ограничение12+
Алексей Нужный на съемочной площадке/все фото предоставлены героем материала

Алексей Нужный рассказал о трудном детстве, влиянии студенческого КВН на его карьеру и новом кинопроекте

Наверняка многие слышали про такие кинокартины, как сериал «Ольга», фильмы «Елки новые», «Огонь» и «Я худею», но многие ли знали, что снял их режиссер из Йошкар-Олы. В интервью для медиалпатформы «ProГород Йошкар-Ола», Алексей Нужный рассказал, как прошло его детство в столице Марий Эл и отразилось ли это на его творчестве.

Родился Алексей Черномазов в июне 1984 года в Йошкар-Оле, где и провел школьные и студенческие годы. Как рассказывает режиссер, из-за ранней потери отца, его детство было непростым: мама трудилась на нескольких работах, а подрастающему Леше пришлось остаться наедине с самим собой.

Про детство, маму, разные ботинки и первую любовь

Алексей, вспомните свое детство в Йошкар-Оле, каким оно было?

Я ребенок девяностых и начала нулевых, поэтому мое детство ассоциируется со словами — свобода и улица. Осенью 1993 года у меня умер отец, Николай Николаевич. Я помню его очень хорошим человеком, порядочным, умным, заботливым. Помню, как мы с ним в субботнее утро смотрели фильм «Полицейская академия» по видеокассете и смеялись. Потеря мужа, отца и кормильца сильно ударила по нашей семье и у нас начались непростые времена. Моя мама, Софья Прокопьевна, на тот момент безработная женщина, начала пропадать на десяти работах, чтобы прокормить семью. А я принадлежал сам себе и улице. Входил в банду Чеховских пацанов, дрался на дискотеках, корчил из себя крутого, но по факту это была всего лишь защитная маска, под которой скрывался страх и тревога маленького мальчика.

По словам Алексея, девяностые многому его научили, но он рад, что те тревожные времена закончились. Мужчина вспоминает, что юные бандиты каждый день обсуждали какие-то глупые вопросы, которые на тот момент казались чем-то очень важным.

Вообще, если вспомнить девяностые, то ходить по улице было очень тревожно, поэтому один из способов защитить себя - это входить в банду и уже там найти защиту. Мы, восьмиклассники в кожаных куртках, собирались на стадионе у второй школы, обсуждали какие-то глупости, например, кто у кого проездной отобрал и как можно себя защитить, находясь в другом районе города. В то тревожное время это были очень важные вопросы. Например, помню мама моего одноклассника Стаса Туева послала его на рынок за продуктами. Дойдя до рынка, у Стаса отняли деньги, сняли шапку и кроссовки. Вот такое было время. Я даже помню, как Стас попросил меня пойти с ним на рынок, чтобы вернуть себе шапку и кроссовки. Мы просидели там целый день, но так и не встретили тех хулиганов. Вообще я рад, что те тревожные времена закончились, несмотря на то, что они научили меня не бояться и брать на себя ответственность.

Много ли у вас было друзей в детстве?

Очень много. Я жил во дворе магазина Электрон. У нас не было телефонов, интернета, и мы всегда были на улице. И никогда не называли друг друга по имени, были только клички и погоняла: Субра, Вспухший, Жбан, Цукер, Передряга, Гудок, Трактор, Плеш, Алмаз, Желудь - я всех очень хорошо помню. Меня называли – Босик младший. Младший потому, что Босик – была кличка моего старшего брата. Оглядываясь назад, могу сказать, что это было очень интересное детство, где каждый день нужно было быть честным, чтобы не получить по гриве.

Какие ассоциации у вас с Йошкар-Олой?

В первую очередь город ассоциируется у меня с моей мамой, Софьей Прокопьевной Слесаревой. В этом году ей исполняется 70 лет, она мастер спорта по лыжам, бегу, чемпионка по настольному теннису. Несмотря на свой пенсионный возраст работает массажистом и лечит людей. Могу сказать, что моя мама одна из самых крутых массажистов в республике, вылечила, наверное, полгорода. Всех знает и со всеми может договориться. Помню, когда я ходил в спортивную школу по футболу под руководством Владимира Сергеевича Ненашкина, у меня порвались кеды. Играть было не в чем. Моя мама позвонила тренеру и сказала:«Володя, мой сын уже две недели дома сидит! Вы что там кеды для него найти не можете? Как он вам голы будет забивать?». Я пошел на тренировку и Владимир Сергеевич выдал мне кеды - левый 37 размера, правый 39-ого, цветом и подошвой они тоже отличались. Пользуясь случаем, хочу сказать, что очень люблю свою мать и благодарю за то, что она всегда была для меня настоящей мамой!

О чем мечтал подрастающий Леша? Что вас интересовало в пятнадцать лет и что бы вы сказали себе, вернувшись в прошлое?

В пятнадцать лет меня начали интересовать только девочки. Я очень хорошо помню свою школьную любовь Женю Новоселову. Она была для меня самой красивой девочкой на планете. Я носил за ней портфель, провожал до дома, развлекал, мечтал о поцелуе. Друзьям, конечно же, говорил, что мы встречаемся и целуемся каждый день за гаражами. Но все это было только в моих мечтаниях. Парой мы с Женей так и не стали, но остались хорошими друзьями. Чтобы я сказал сам себе - проявляй свои эмоции и чувства открыто и не сожалей ни о чем!

Путь от Леши Черномазова до Алексея Нужного: какую роль сыграл студенческий КВН в становлении режиссера, и изображается ли Йошкар-Ола в его работах

Будучи старшеклассником, Алексей увлекся игрой в КВН, а в студенческие годы он занялся этим уже серьезно: как вспоминает режиссер, на их выступления собирался весь город.

Какую роль сыграл КВН вашем жизненному пути и могли бы вы в то время предположить, что через несколько лет будете снимать большое кино?

Когда я жил в Йошкар-Оле, я и не мечтал работать в кино. Все началось с того, что в 10 классе я пришел на собрание КВН во второй школе. Напомню, что это было совсем не простое время — время кожаных курток. Поэтому первое время друзья смеялись надо мной, называли шутом, но когда школа выиграла городской КВН все изменилось. Они стали интересоваться, приходить на выступления, жали руку. А потом начались студенческие времена. Я поступил в Политех и уже там на факультете ММФ развивал сценарное и актерское мастерство. Я помню, как на выступление нашей команды собирался весь город, билеты раскупали завосемь минут, а зрители сидели даже на подоконнике. Потом меня пригласили в сборную города «Красный город», где мы отстаивали честь республики, выступали на сцене под руководством Маслякова старшего. Многое для нашей команды тогда сделала Екатерина Гурова. Большой ей привет и уважение. Интересные были времена, теплые, поучительные. Тогда, конечно же, еще не было такого обилия юмора, как сейчас: Stand Up, Comedy, YouTube, поэтому шутка была в дефиците. И когда юмора стало очень много, я начал заниматься кино, учился рассказывать истории при помощи фотографий или кадров. Прошло 15 лет и я снимаю большие фильмы.

Ходят слухи, что сериал «Ольга» — это иллюстрация вашей жизни в Йошкар-Оле. Правда ли это и часто ли вы вдохновляетесь родным городом в своей работе?

В сериале «Ольга» очень много йошкар-олинского. Мне достаточно было достать флешку из головы со всеми воспоминаниями и потом эта фактура появлялась на экране. Но здесь надо понимать, что сценарий к сериалу был написан авторами из команды КВН «Четыре татарина». Ими был сделан самый первый толчок. Но их жизнь в Татарстане и моя в Марий Эл не сильно отличались, поэтому «Ольга« - это и про йошкар-олинский ремзавод и про любой район Казани.

Как думаете, кроме таланта, что еще помогло вам стать известным и выдающимся режиссером?

Мне кажется, до выдающегося мне еще работать и работать. Выдающиеся у нас - Рязанов, Данелия, Михалков. Себя я отношу к молодым и перспективным режиссерам, поскольку считаю, что работа режиссера начинается с 35 лет, когда человеку есть, что рассказать про жизнь. И здесь я опять возвращаюсь к своему детству, которое я провел на улице, а не дома за партой. Помогло мне еще и то, что у меня был очень крутой старший брат - Володя.

Он был очень нетривиальным. Например, когда мне было 10 лет, он сказал мне: «Ты чего дома сидишь - иди сходи на Кокшагу, посмотри, как ребята лед ломают ногами». Мне стало интересно, как это лед ногами ломать? Ну, я и пошел через весь город один. Дойдя до Кокшаги я увидел такую картину: из трубы выливалась теплая вода, образуя маленький островок. Все же вокруг, кроме этого островка, было покрыто льдом. Мальчишки веселились, прыгали на границе этого льда и ломали его ногами. Мне стало интересно, и я тоже захотел попрыгать. Ну и провалился, конечно же, цепляясь за границу льда. Мне помогли выбраться. Дойдя до дома я уже весь был покрыт коркой льда. Валенки и фуфайка превратились в доспехи. Брат увидел меня и сказал: «Я же говорил смотреть, а не прыгать. Ладно, все равно молодец!»

Сейчас на большие экраны вышел ваш фильм «Пара из будущего». Мы предполагаем, что съемки шли во время пандемии, были ли с этим трудности? Возможно картина должна была появиться раньше? Расскажите немного о ней. Работаете ли сейчас над чем-нибудь?

«Пара из будущего» — это результат самоизоляции первой волны. Надо было как-то с пользой провести время, вот мы и написали сценарий. Мне очень понравилась идея, которую предложил мой друг сценарист из Харькова Юрий Микуленко. Кстати говоря, Юрий помогал нашей команде КВН «Красный город» и был ее автором. Сейчас я работаю над новым проектом также на студии ТриТэ Никиты Михалкова. Это будет большой исторический фильм, но очень необычный.

Напомним, ранее журналистам ProГород о себе рассказал слесарь, который создает фантастические фигурки из глины, также житель Марий Эл, который потратил 180 тысяч рублей на благоустройство родной деревни.

А вы знали, что любимые многим фильмы, сняты нашим земляком? Рассказывайте в комментариях!

Читайте также: Охранник из Марий Эл получил крупную сумму, купив лотерейный билет
Перейти на полную версию страницы