Ветеран Великой Отечественной войны из Марий Эл: "Мне до сих пор снится, как я под обстрелом бегу"
Ветеран рассказал о своей семье, войне и товарищах
Ветеран из Марий Эл поделился своими воспоминаниями о войне, товарищах и боях.
"Pro Город" пообщался с ветераном Великой Отечественной войны Яковом Москвичевым. Ветеран рассказал о своей семье; войне, которая до сих пор ему снится; товарищах, с которыми и сейчас поддерживает общение.
О семье: Я родился в Оршанском районе, в деревне. Нас у матери было шестеро, и все как могли помогали по хозяйству. У нас была швейная машинка, и я с 12 лет научился шить, чтобы помогать семье. Наверное, эта машинка позже, в тяжелые времена, спасла нашу семью от голода. Все братья, сестры и жена у меня скончались, сейчас есть двое сыновей, 3 внука, 4 правнучки и 4 правнука.
Про войну: На фронт я пришел в 1944 году. До конца войны был в Латвии огнеметчиком. Помню хорошо, как пошли в разведку с боем: из 300 человек выжили в этом бою только семеро, в том числе и я. Мы под обстрел попали, бежали вдоль окопов, до сих пор не знаю, что спасло. Повезло, наверное.
Про ранение: Солдат как-то говорит: «Костер жечь не будем, я примус нашел». Крутил его, вертел, не знал, как его зажечь. А это выпрыгивающая мина оказалась, взорвалась в результате: тот, кто рядом стоял, ему живот разорвало, но он еще сколько-то прополз, а потом умер. А мне осколок в голову прилетел, до сих пор шрам есть.
Про друзей: Среди моих сослуживцев были и земляки, и одноклассники. Сейчас их в живых уже нет. А есть у меня товарищ: мы с ним вместе подготовку перед фронтом проходили, но потом наши пути разошлись, и так мы после войны и не виделись. А впервые после войны встретились мы с ним в Йошкар-Оле лет 6 назад, на параде: я его по голосу узнал и подошел. Теперь периодически с ним созваниваемся.
Про сны: Война до сих пор снится. Вижу, как я бегу под обстрелом вдоль окопа, и смотрю: солдат стоит, как живой. Я его трясу, кричу: «Ты чего стоишь? Побежали!» А другой солдат сзади ко мне подбегает и говорит: «Чего его трясешь, он же мертвый! Давай спасаться!». Или снится, как замерзшую свёклу выкапываем и едим.
Ранее:
Глава Марий Эл возложил цветы к воинскому мемориалу, почтив память погибших