Ветеран: «Мы знали, что начнется война
и закупались солью»
Медиаплатформа начинает ежегодную акцию
Ежегодно «Pro Город» совместно с партнерами поздравляет ветеранов Великой Отечественной войны. Представители навещают лично каждого, дарят подарки и выражают благодарность от себя и всех жителей города за их подвиги, героизм и за то, что мы живем в мирное время, работаем, растим детей и путешествуем. Присоединиться к акции может каждый желающий.

К сожалению, список фамилий с каждый годом становится все меньше, историй, от которых пробегают мурашки по телу, тоже рассказывают меньше.
Еженедельно мы будем публиковать истории ветеранов, о их жизни до и после войны.
Первая история от йошкаролинки, которая видела войну будучи совсем ребенком.
«Всем любви и здоровья»: «Pro Город»
и партнеры привезли подарки ветеранам
в преддверии 9 Мая
Ветераны благодарили за подарки и внимание
За месяц до праздника Великой Победы медиаплатформа «Pro Город» совместно с партнерами запустила благотворительную акцию «Спасибо ветеранам». В каждом номере газеты и на сайте pg12.ru публиковали истории о жизни ветеранов до и после войны: как жили, работали, любили.

6 мая сотрудники лично навестили их, привезли подарки и цветы. Подарки были выбраны такие, что каждый ветеран мог пользоваться каждый день, это пледы, подушки, электрические чайники, кастрюли и сковороды.

Ветераны были рады гостям и подаркам, приглашали на чай, рассказывали о своей жизни и благодарили всех, кто не забывает про них, навещает, поздравляет с праздником.
Спасибо большое вам всем, - говорит Яков Александрович Москвичев.

Очень приятно, что нас не забывают, я всю жизнь работал в школе, многие меня знают в городе. Я желаю всем здоровья, мира, любви. Пусть все будут счастливы, - говорит Анатолий Сергеевич Лебедев.

Мне уже 96 лет и я очень рад, что сейчас мирное время, у всех все есть. Я на войне слух потерял, успел повидать всякое. Спасибо, что помните, - сказал Анатолий Ефимович Маклыгин.

Жизнь до и после войны
Яков Москвичев поздравляет всех с наступающим праздником
Ветеран Великой Отечественной войны Яков Москвичев рассказал редакции «Pro Город Йошкар-Ола» о том, какой была его жизнь до и после войны. Его семья на время войны потеряла всех мужчин: отца расстреляли, брата арестовали и сослали на север, а Яков ушел на фронт.

По его словам, всех мужчин из семьи арестовали до войны. А он, будучи ребенком, остался с мамой и четырьмя сестрами.
– Сейчас мне уже идет 95-й год. Родился в Марий Эл в декабре 1926 года. Прошел войну от начала до конца. На фронте был огнеметчиком, прошел Литву, Латвию, Беларусь.

До войны я был обычным мальчишкой. Из-за того, что моего отца часто переводили в разные подразделения, пять раз менял школы и проехал почти все районы республики. Когда мне было всего 12 лет, отца арестовали и расстреляли, следом за ним забрали и старшего брата. Мы не знали, где наш брат, письма не доходили, потом оказалось, что он на севере, в заключении.

Мы узнали о начале войны во время Троицы. Помню, вся деревня веселилась, отмечала, а к вечеру приехали на лошадях люди из района и раздали всем повестку на фронт. На самом деле люди знали о том, что будет война, все покупали себе мешки соли, хоть власти и пытались убедить нас в обратном.
На фронт я ушел первым из семьи. За месяц до своего совершеннолетия в 1943 году, потом пошла двоюродная сестра. Она была снайпером и умерла в бою под Брестом. С 44 по 45 год в доме ни разу не был, только в траншее жил, терпели русские. Нам полушубки давали, валенки, а немцы ходили, мерзли. Дорогу снегом заносило, попробуй без бульдозера пройти, а наши солдаты шли. Сапогов не носили, ботинки да обмотки. А показывают, как сол-даты в сапогах идут кожаных. Да никто не носил кожаные сапоги. Вшей у нас, знаете, сколько было? Нам дали полушубки в 44-ом, как землянку выроем, шубы на снег разбросаем, вши выползают. В баню в месяц раза два ходили не больше.
Ветеран желает всем йошаролинцам здоровья и мира
Мы все сидели в обороне 9 мая. Узнали об окончании войны позже. Но как узнали, сразу стрелять начали, салютовать, немцы тоже обрадовались. Я из огнемета огня пустил, помнится. В Германии уже объявили, а мы не знали, что война кончилась, 12 мая у нас капитуляция была только. И еще целую неделю выводили эти войска немцев.

После войны еще пять лет служил в армии. А потом вернулся в деревню, начал работать шофером. Друзья с фронта остались, встречались часто на 9 Мая, но все умерли уже, я один задержался.

Закончив службу, встретил свою любовь. Она продавцом в магазине работала, я шофером в таксопарке. Никогда не ругались друг с другом, незачем было. Хорошая была женщина и очень сильная. Прожили с ней счастливо 59 лет, воспитали двух сыновей. Умерла супруга, когда ей было 83 года. Уже 10 лет одиноко живу.

Сталинскую медаль, как получил, выбросил. Говорят, он войну выиграл, но это не так, народ выиграл. А он по-русски то плохо разговаривал и ненавидел русский народ. Главнокомандующих уважаю, мы их знаем, они много хорошего сделали, а Сталин ничего не сделал.

История йошкаролинца Ивана Замятина
Иван Замятин был танкистом
Когда вы родились?
Я родился 12 сентября 1927 года. Сейчас мне уже 93 года.

Расскажите, пожалуйста, каким было ваше детство?
Детство проходило, наверное, как у всех детей в те времена.Жили семьей в деревне Акашево, трудиться начинали рано, лет в 10-12. Мать и отец работали в колхозе и нас брали туда же. Нас в семье было 4 брата. Старший брат погиб на войне, защищая Ленинград.
Я еще не окончил 7 классов, когда нас начали посылать на лесозаготовки. Работа, конечно, опасная, но делать ее было некому.

Было страшно в таком возрасте рубить лес?
А русский человек разве чего-нибудь боится? (смеется) Нет, страшно не было, особенно в таком юном возрасте. Трудно было, да, а страшно нет.

Хватало ли продуктов? В деревне были талоны?

В деревне талонов не было. Что вырастил, то и ешь. Зимой было трудно, голод стоял страшный. Ели одну картошку, хлеба не было. Его выращивали, но не ели, все на фронт отправляли.
Сколько лет вам было, когда началась война? Как вы узнали
об этом страшном событии и что вы почувствовали в тот момент?

Когда пришла война, мне было 17 лет, я даже школу не окончил. Радио в то время в деревне не было. Пришел почтальон и объявил, что началась война. В этот момент почувствовал, что ничего хорошего не будет (смеется).
Ветеран желает всем йошаролинцам здоровья и мира
Вы были на фронте? Где служили?
На самом фронте меня не было. Только служил. Был танкистом, механиком-водителем танка Т-34.

Какой момент был самым тяжелым и страшным для вас?
Да все сложно было, война - это такая штука. Все жили спокойно, работали, и тут война. Конечно, это было ожидаемо, в то время обстановка была такая. Ждали войну, и в то время как раз пришел к власти Гитлер, он был реакционер. Подписали пакт о ненападении, а он его нарушил. Остальное все писано-переписано.

Вы задумывались о том, что война могла закончиться победой врага?
Нет, о таком тогда не думали. Наоборот думали ну неделю – две повоюем и все закончится. А потом, когда поняли, что Гитлер к Сталинграду подходит, к Москве подошел, тогда поняли - все серьезно.

Вы сказали, что брат был на фронте. Часто ли приходили письма от брата?
Ну как сказать, всего было письма 3-4, не больше. Он погиб почти сразу. Как и я был танкистом. Перед тем как началась война, он служил в Ленинградской области.

Уходили ли вы в увольнение?
Я служил с 44 года по 52 год. Когда война закончилась, ходили и в увольнение, и к девочкам бегали. Но во время войны, конечно, не до этого было.
Сколько лет вам было, когда началась война? Как вы узнали об этом страшном событии и что вы почувствовали в тот момент?
Когда пришла война, мне было 17 лет, я даже школу не окончил. Радио в то время в деревне не было. Пришел почтальон и объявил, что началась война. В этот момент почувствовал, что ничего хорошего не будет (смеется).

А где вы служили?
Во время войны я служил около города Инза в Пензенской области. Привезли нас туда, совсем молодых парней, заставили рыть землянки, мы в них потом и жили. Сами ходили в лес, заготавливали бревна. Сами печки клали, все сами делали (смеется), там специалистов не было.

Служил с октября месяца и по май, а уже в мае меня отправили в город Сызрань в пехотное училище. Там служил год, а после по службе попал в Саратовскую область.

Как вы узнали об окончании войны? Какие были чувства?
Об окончании войны я узнал, когда служил в офицерском училище в Сызране. Где-то в 5-6 утра, еще до подъема, прозвучала тревога. Мы все выстроились, и нам объявили, что война закончилась. И мы всей казармой, а это около 1500 человек радовались и кричали: «Ура!».
Что помогало вам пережить все трудности войны?
Русская натура. (смеется)

Чем занимались по окончании войны?
Когда вернулся домой, я устроился на завод работать. Отдыхать некогда было. Начал слесарем-сборщиком, а закончил участковым механиком. Параллельно закончил вечерний техникум по направлению «холодная обработка металлов». Познакомился с будущей женой и женился в 1951 году. Родились две дочки, обе закончили институт – Политех, учились на инженерно-экономическом факультете. Старшая дочка умерла рано, а младшая жива.

Что для вас значит день победы?
Для меня это праздник большой. Раньше ходил на каждый парад, сейчас, к сожалению, здоровье не позволяет: ноги болят.

Что вы можете сказать молодому поколению?
Всем я желаю только мира без войны.

Ветеран: «Я ушел на войну совсем ребенком
Анатолий Маклыгин любит гулять
Ветеран из Йошкар-Олы рассказал о военном времени: «Я ушел на войну совсем ребенком»

Анатолий Ефимович дожил до наших дней, в возрасте 96 лет.

В преддверии всероссийского Дня Победы, редакция «Pro Город» связалась с ветеранами Великой отечественной войны из Йошкар-Олы, чтобы спросить у них, какой же была жизнь в то время.

Маклыгин Анатолий Ефимович ушел на войну в возрасте 17 лет. После войны, оставшись сиротой без документов, он не отчаиваясь взял жизнь в свои руки, нашел работу, создал прекрасную, дружную семью, и дожил до наших дней, в возрасте 96 лет:

Расскажите о своей довоенной жизни?
Я родился в 1925 году. В школе я доучился до 4 класса,
а затем появилась резкая необходимость в деньгах, банально мы ходили в лаптях, а из одежды была одна рубаха, и то если повезет. От того мы, будучи совсем еще ребятишками, ушли работать на лошадях, пахать землю. Пожить толком не успели, как вдруг нагрянула война.

Во сколько лет вы ушли на войну? Что помните о военном времени?
Ушел на войну я в 43-м году, мне тогда было 17 лет. Буквально чуть-чуть оставалось до 18-летия. Ушел не со своим годом, с ребятами постарше. Я попал на север, в Мурманскую область, город Североморск. Это была тяжелая, по условиям, служба. Я охранял склады с горючкой для танкеров. Мы спали в землянках, и часто на голой земле. Бывало, просыпаешься с утра, а волосы примерзли к ней. Таким образом, я потерял слух на правом ухе. Удалили полностью воспаленный орган слуха.

Что самое страшное вы запомнили в военном времени?
Война, это само по себе очень страшно… В один день мы узнали, что немцы разбомбили Мурманск. Мы тогда выехали туда с Североморска. Ехали в холодном, «телячьем» вагоне поезда. В нем не было ничего, кроме пола и дай бог, чтобы сена. Приехав в город, я увидел страшную картину… Еще недавно тут была жизнь, а сейчас только страх, боль, и пепел. Вторая запоминающаяся событие, это когда немцы подбили и потопили корабль с молодыми сослуживцами. Конечно, сейчас прошло очень много лет с этих событий, но память вечна.

В выходные играли на гармошке
Было спокойное время на войне? Моменты затишья?
Конечно. Нам, бывало, выпадал неплохой отпуск, мы шли гулять по Североморску, играли на гармошке, пели песни. Как еще развлекаться солдату на службе? Не могу сказать, что времени на отдых было много, этот отпуск мог закончиться в один момент, как только вновь закричат сирены.

Что-то простое, жизненное, было в военное время? Дарили девушкам цветы, например?
У тех, кто был в полях, или может в деревнях, скорее всего да, так и было, но не у нас. Мы были на холодном севере, среди скал, работали каждый день на износ для того, чтобы опередить врага.

Вы помните свою первую эмоцию, когда узнали что все, война закончена?
Ура! Вскрикнули все! Это означало, что дальше нас ожидает мирное, спокойное время!

Чем вы планировали заниматься после войны? Были мысли остаться в военном деле?
В военном деле я не стал оставаться, но и планов тоже не было. Я вышел с войны сиротой. Более того, у меня не было паспорта и даже просто свидетельства о рождении. Какие тут могут быть планы? В руке у меня был лишь документ воинской службы. Но на самом деле, не смотря на все это, жизнь начала приобретать новые краски. Я понял, что однозначно хочу на родину, в Марий Эл. В Североморске скалы и серость, а тут просторы, поля и леса. Я понял, что пришло время начинать новую жизнь, стал председателем большого Санчурского совхоза «Алексеевский», большой и дружной деревни Кузнецово. Там у меня появился прекрасный друг, Александр Павлович Штин, директор совхоза. Он помог мне наладить документы, пенсию и все остальные льготы для ветеранов войны. Там же я познакомился со своей будущей женой, с которой мы поженились около 1950-го года, и прожили вместе более 50 лет совместной жизни. Сейчас у меня двое внуков, и одна правнучка.

Как ваше самочувствие сегодня? Чем сейчас занимаетесь?
Сейчас мне уже 96 лет. Немного хворают ноги, да и слух дает о себе знать. А так, сейчас я люблю читать газеты, между прочим без очков! — смеется Анатолий, — Всегда непрочь покушать, прогуляться, и иногда позволяю себе сходить в баню. Все хорошо, государство поддерживает как может, подарки на 9 мая, постоянно упоминание проблемы, забота.

Какое бы наставление вы дали новому поколению?
Работайте, молодежь, больше мне нечего сказать. Только усердной работой можно достичь больших успехов в любом деле! — смеясь подмечает Анатолий.

Журналист сделал еще пару фотографий с Анатолием Ефимовичем, и затем они попрощались. Анатолий сильный, интересный, и позитивный человек. Несмотря на годы и судьбу, он все еще шутит, радуется мирной жизни, и старается никогда не унывать!


"Она плакала, что дома даже соли нет, а я думала - зачем соль, если слезы соленые?". Война глазами ребенка
Эмилия Миненкова рассказывает о жизни и войне стихами
Активная общественница и поэтесса была ребенком, когда началась война
Эмилия Миненкова поделилась с корреспондентом «Pro Города» историей о том, каково было в это время детям. Она рассказала историю собственной семьи, с какими трудностями приходилось сталкиваться в то время. Когда началась война Эмилия Константиновна была совсем ребенком.

– Папа был начальником БРЭ с морской рыболовной станции. Мама учительницей начальных классов. Нас было трое: я, сестренка и младший братик...
Начало войны. Когда началась война мы с сестренкой Элей играли под столом в куклы. Круглый репродуктор висел у нас в углу комнаты. Мы все шумели. Мама гладила белье. Она на нас прикрикнула, когда Левитан объявил о начале войны. Потом мама собрала всех жителей поселка и рассказала о войне. У меня первое впечатление о войне было такое: «Идет танк, все горит, земля горит, а из танка выйти невозможно. Очень страшно, и люди едут и убивают друг друга».
Отца забрали на фронт
В этот день забирали троих солдат. Папу в том числе. Мы, ребятишки, сидели на большой лавке. Папа держал Веньку, это мой младший брат, на руках. Мама рассказывала о войне, а потом она запела, и в это же время плакала, и слезы капали на ее и на папину грудь. Она его обнимала. Затем его увезли. Когда пришли домой, Веньке дали из блюдечка молока, и что-то защелкало об блюдечко. И мама посмотрела и сказала: «Девчонки, запомните, когда папу провожали на фронт у Веньки прорезался первый зуб».
Эмилия(слева на вото) с сестрой
Тяжелые времена
В то время все исчезало с прилавков. Уже не было одежды, не было еды, уже все было по талонам. Помню, нас фотографировали, а у меня на чулках была огромная дыра, из-за того, что я на коленях ползала. Меня бабушка шлепнула за это, а потом поставила заплатку. На фото так и красуется эта большая «медаль» того времени. Еще помню, как-то пришла после школы, начала готовить себе обед. Нарезала картошку пластинками, облепила ею всю печку, а потом переворачивала. Она сверху была подгорелая, а внутри – сырая, но такой вот был у меня обед.
Похоронки
Однажды пришла женщина, ребенка держала на руках и плакала сильно. Ей пришла похоронка с фронта, что у нее муж погиб, а она плакала и говорила: ничего в магазинах нет, у нас даже соли нет, я не знаю, как дальше жить! И ребенок у нее на руках тоже плакал. Слезы у нее бежали по лицу, а она их облизывала языком. Я смотрю на нее и думаю, по детской глупости, зачем ей соль, у ней слезы соленые.


Об окончании войны
«9 мая 1945 года» – такая надпись появилась у нас на стене еще до объявления о завершении войны. Ко мне подошла мама и сказала запомнить этот день, потому что ей нужно менять паспорт. Я синим карандашом записала этот день на стене. 9 мая мама жарила драники. Но не такие, как мы привыкли, а без всего. Только картошка. Левитан объявил, что война закончилась. Мама побежала до школы. А меня оставила дожаривать драники. Но у меня не получилось. Думала мама придет и шлепнет меня за это. Но она вся окрыленная прибежала. Затем у нас был концерт, где я пела песню «Бьется в тесной печурке огонь..»...

Давным-давно снаряд взорвался,
Нарушив мир и тишину.
Отец-солдат в поход собрался,
Чтоб защитить свою страну.

И в доме сразу тише стало;
Сестренки поняли беду.
А мать украдкою меняла
Свои обновки на еду.

Соседка, словно бы от боли,
В соленых горестных слезах
Просила хоть щепотку соли
С грудным ребенком на руках.
Я помню, детские ладошки,
Как будто в дар тем временам,
Держали бережно лепешку
С травой-мякиной пополам.

И знали, что такое сладко,
Хлебнули горького комок.
Писать учились не в тетрадках,
А на газетах, между строк.

То детство не было похожим
На детство нынешних ребят.
Отец остался нас моложе –
Навечно в мраморе солдат.
Стихотворение о войне Эмилии Миненковой

Партнеры акции

Сеть медицинских центров «Сияние», Марийское региональное отделение ЛДПР, I-точка. Доставка товаров из IKEЯ, Банк «Открытие», Фитнес-клуб «METRO FITNESS», Компания «Термосфера», Компания «Новые окна», Клиника №1, Японская парикмахерская «Чио-Чио», Торговый дом «Фабрика Лира», Компания «Бетон 12», Дезцентр «Рубеж», Торгово-производственная компания «Вот такие окна!», Бюро Технической Экспертизы, Компания «Окна Vека», Светофор на Машиностроителей, 76, НЧУ ДПО «ИБиР», Стрижуля, Фабрика корпусной мебели «Домино», СофьЯн, Мебельная фабрика «Эльф-Ола», Химчистка «Новинка», CYBER LOGOVO, Дуэт-М, Олимп, Зодчий, Сити Мед, Хлебница, Автошкола «Клаксон», Русь бейкери, Стройсклад, Окна 21 века, Престиж1 балконы, окна, двери, Мегаснаб магазин строительных товаров, Хозяйственные товары «Дачный мир»
Узнать, как принять участие, можно по телефону:
8(917) 711-70-37
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru