Progorod logo

Здесь не рады русским: 4 курорта, где русскоговорящих туристов принимают неохотно — даже чаевые не помогут

2 августа 05:00Возрастное ограничение16+
Фото ИИ pg12.ru

Сложности принятия решений водителем при обгоне на дороге

Езда за рулем постоянно требует мгновенных решений, особенно когда речь идет об обгоне. Часто водители сталкиваются с ситуацией: начали обгон на прерывистой линии разметки, но внезапно поняли, что не смогут завершить маневр до начала сплошной. В этот момент приходится выбирать между соблюдением правил и обеспечением безопасности на дороге.

Обгон, согласно пункту 11.1 ПДД, - это опережение одного или нескольких транспортных средств с выездом на встречную полосу. Основное ограничение указано в пункте 11.4: обгон разрешен только при наличии прерывистой разметки (1.5 или 1.6). Дорожная разметка служит для водителя сигналом: прерывистая линия разрешает маневр, а сплошная (1.1) строго запрещает ее пересечение.

Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что безопасность дорожного движения важнее формального толкования правил. Судебная практика показывает: водитель, начавший обгон на прерывистой, не всегда виновен, если ему пришлось завершить маневр на сплошной. Суды учитывают конкретную ситуацию и потенциальные риски.

Важно отметить, что, по данным внимания ГАИ, нарушения, связанные с выездом на встречную полосу, являются одной из наиболее частых причин ДТП с тяжкими последствиями. Так, только за первое полугодие 2023 года по этой причине произошло свыше 3 тысяч аварий, в которых погибло более 1,2 тысячи человек.

Сотрудники ГИБДД часто выписывают штрафы за завершение обгона на сплошной, ссылаясь на пункты 1.2 и 11.4 ПДД. Однако суды общей юрисдикции нередко поддерживают водителей, если есть доказательства, подтверждающие следующие обстоятельства:

маневр начат на прерывистой линии; завершение обгона на сплошной линии было единственным способом предотвратить аварийную ситуацию, например, если возвращение в свою полосу создавало бы риск ДТП; скорость движения обгоняемого транспортного средства внезапно изменилась, что сделало невозможным безопасное завершение маневра на разрешенном участке.

Эксперт по дорожному праву, кандидат юридических наук Петр Иванов, комментирует: "Суды внимательно изучают каждый случай, учитывая видеозаписи, показания свидетелей и объективную невозможность иного действия. Принцип невиновности водителя работает в случаях, когда его действия направлены на предотвращение большей опасности".

Как сообщалось ранее, вечером 11 июля 2025 года на 33-м километре трассы Одобеляк-Куженер-Параньга в Параньгинском районе произошло ДТП с участием мопеда и пешехода. Водитель мопеда, находясь в состоянии алкогольного опьянения, совершил наезд на пешехода прямо на пешеходном переходе. Подобные инциденты подчеркивают необходимость строгого соблюдения Правил дорожного движения.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: