Progorod logo

Марийский умелец кует железные цветы: "Построил свою кузницу с нуля"

30 сентября 13:30Возрастное ограничение6+
Гордова Софья

Роман Тетешев – кузнец из Йошкар-Олы, с нуля построивший собственную кузницу и создавший множество творческих работ в самых различных формах – от стальных цветов до монументальных оград и сооружений. «Про Город» поговорил с мастером и узнал, как живет и работает умелец.

Марийский кузнец Роман Тетешев родился в Йошкар-Оле и начал свой творческий путь в Йошкар-Олинском художественном училище.Там мастер учился живописи. После его окончания еще юный Роман перебрался в Санкт-Петербург. Там он поступил в художественный вуз и почти сразу был приглашен на работу к знакомому кузнецу:

«А я кроме живописи ничего и не знал. Этюдник да краски. Говорит: «У меня там есть кузница, пошли попробуешь». Так я и попал в кузницу. Совершенно даже не зная, что это такое и как это работает».

Именно коллеги по работе посоветовали юному мастеру обучиться кузнечному делу в университете. Так Роман попал в «муху» - Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица, на кафедру металла:

«Это наверное последняя академия во всем мире, где еще руками делают проекты – кисточкой и акварелью. Там учат быть художником».

Роман начал постепенно осваивать кузнечное мастерство. Со временем он понял, что этот тяжелый физический труд можно использовать и для создания художественных произведений:

«Искусство – это вообще очень большая штука, целый мир, и любые свои творческие деяния и амбиции можно выразить не только в красках кисточками на этюднике. Свои идеи можно выражать и в дереве, и в металле», - делится кузнец.

Роман рассказывает, что именно во время обучения кузнечному искусству, он понял, что такое творчество:

«В той академии я понял, что такое художник. Не только тот, кто в беретике и с кисточками. Художник – это творческая личность. Железо – это тоже материал для любого художника».

Мастер объяснил нам, что кузницы делятся на так называемых «технарей» и художников – к первым относятся оружейники, а ко вторым – сам Роман. Он уверен, что перед тем, как стать художником, человеку необходимо освоить ремесло, то есть базовые знания своего дела:

«Сначала меня учили разводить уголь. Изучал, как металл греется, как он себя ведет. Все те инструменты, которые здесь есть – это как кисти для художника. Для каждого из них – своя операция. Есть молотки потяжелее, есть полегче, каждый оставляет свой след. Все начинается с понимания материала. Это и есть ремесло. А дальше начинается самое интересное – творчество».

Роман делится, что, прежде чем создать изделие, ему приходилось делать тысячи эскизов. Это и есть процесс обучения. По словам кузнеца, само изготовление занимает лишь десятую часть времени, большая часть уходит именно на его планирование:

«У человека почему ничего не получается? Он думает, что все сделано за пятнадцать секунд. А он подходит к холсту и ничего не может сделать. Потому что вот этого бэкграунда у него нет. Так же и здесь. Те, у кого нет ремесленного фундамента, очень быстро прогорают».

Всего Роман обучался кузнечному делу шесть лет и освоил все его тонкости и технологии – от чернения и травления до проектирования масштабных объектов. Например, будучи в Петербурге, мастеру часто приходилось реставрировать старые исторические ограды и ворота.

Кроме того, мастеру довелось создать сооружение на тему «Калевалы» - народного финского эпоса. Это было дипломной работой кузнеца. Роману даже довелось создать ограду для Валаамского монастыря в Карелии.

Приходилось мастеру и совмещать несколько на первый взгляд несовместимых материла – стекло и дамасскую столь. Так создавалась одна их самых известных работ Романа – туфелька из стекла и железа:

«Из дамаска вообще делают оружие, ножи, мечи. А я решил сделать творческое произведение – изящный такой женский образ с помощью самого брутального железа, которое вообще существует».

Это не единственная работа мастера, где он использует контрасты.

Еще одна из них – подсвечник в виде кованной розы на подкове:

«Подкова, роза – и вот уже произведение искусства. Образ розы – это девушка, а рядом шип – девушка такая, строптивая. Укрощение строптивой, получается».

Также кузнецу доводилось изготавливать украшения, церковную утварь, печные наборы и даже декоративные вешалки для одежды.

Но любимые работы мастера – изделия, сделанные в творческом порыве, не на заказ, а для себя. Одно из них – это мемориальный крест жертв политических репрессий:

«Называется он «Крест земной». Смысл его в том, что все тяжелое, все самое плохое и негативное я выразил в металле, цепях вот этих. Все, что нас прибивает к земле, все самое тяжелое у нас в жизни способен поднять только крест. Это образ такой: все, что мы не способны вынести своим хрупким телом, которое умирает при любом прикосновении, поднимает крест».

Роман поделился, что в плане бизнеса, его дело – это «игра в джекпот»:

«Вот так работать – это мечта каждого кузнеца, спокойно, без всяких нервов. Но миллионером так не стать. Чтоб им стать нужно иметь большое производство со штатом рабочих. А так могут заказать какой-то проект огромный, при этом цены будут абсолютно разные – от ста рублей до нескольких миллионов».

Всего в Петербурге Роман провел десять лет, но решил вернуться на родину ради природы – рыбалки, охоты и спокойствия. Тут, в деревне Большая Ноля, где живут родители Романа, он сам построил себе небольшую кузницу, где и делает все свои работы.

«Хотелось построить себе такую конуру на свежем воздухе и работать. Тем более без охоты, без рыбалки мне вообще не жить. У меня здесь охотничья собака, охотничьи угодья рядом, пруды. Хочется жить спокойно, для души, для себя», - делится кузнец.

К старинному ремеслу мастер приучает и своих сыновей.

Сейчас дело Романа – целый бренд. Назвал его мастер по любимой фразе одного из своих учителей: «Кузня мать ваша». Кроме того, Роман – член Союза дизайнеров и Гильдии кузнецов России.

Перейти на полную версию страницы