Вместо церквей и мечетей — огромные деревья: как живут последние язычники Европы
Жертвоприношения и массовые моления
На сегодняшний день на территории нашей страны проживает более 190 различных народов. Каждый из них имеет свою уникальную историю и, что самое важное, обычаи, которые придают им неповторимую идентичность.
Однако с ходом истории каждый из народов, будь то Мордовцы, удмурты, коми-пермяки, коми-зыряне, карелы или мари, вступили в тесный контакт с русскими, постепенно становясь неотъемлемой частью России. Они усваивали русскую культуру и религию. Но только одной небольшой группе людей удалось сохранить то самое языческое начало. И как вы уже поняли, это были луговые марийцы.
Как мы уже рассказывали ранее, в 21-й век марийцы вступили язычниками. И действительно, нигде более в Европе в настоящее время не увидеть настоящих, исконных молений в Священных рощах.
Тайное жертвоприношение
Типичная Священная роща, или кюсото — круглая, чистая, старая. Именно в этом месте проводится празднование главного праздника — Сярему. В этот день марийцы приносят жертвы Ош Куго-Юмо, «большому белому богу».
На территории рощи нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (опять же, не ритуальные). Также запрещено здесь, естественно, и пьянство, и мусор. Стоит признать, что в рощах действительно поразительная чистота.
Главный обряд здесь — жертвоприношение. Приносят в жертву животных: гусей, кур, коз, овец. А на особые дни — одного жеребца. Выбирают животных не просто так: животное должно подать определенный знак, что именно его выбрали боги, повести себя определенным образом. И в роще стояли длинные очереди людей с гусями в мешках или корзинах - преобладали именно гуси.
Фото: РИА новостиПодобные традиции существуют уже почти полторы тысячи лет. И не забывались даже в годы самой ожесточенной борьбы с религией. В прочем, именно поэтому ученые называют марийцев последними язычниками Европы.
Жрецами не становятся, ими рождаются
Готовиться к празднику начинают заранее. Ответственные за это жрецы — карты. Только они имеют право находиться в священной роще до жертвоприношения. Считается ,что жрецами у марийцев не становятся, ими рождаются.
Пронаблюдать за проведением обряда просто так не получится. Пускать ли на свящённое место иноверцев, решают сами жрецы. Причем коллективно.
Жертвоприношение также проводится картами. Для начала проводятся небольшие приготовления. Самый старший из картов молитву, посвященную богу Тунямбалу Серлагышу — покровителю путешествующих. А помощник жреца тщательно омывает водой все расставленные в роще скамьи и столы. И только после этого начинается обряд.
В священную рощу нужно заходить чистым
У обычных марийских семей подготовка к празднику проходит в несколько этапов. Первый — посещение бани. Согласно поверию, в священную рощу нужно заходить чистым, в независимости от того, какую веру ты исповедуешь. Именно поэтому всех новоприбывших гостей оставляют на ночь, так как человека «с дороги» в сакральное место не пустят.
Второй этап — молитва. После бани вся семья собирается в красном углу. Важно отметить, что икон там нет, максимум несколько свечей. После окончания молитвы все усаживаются за стол. Главное угощение — традиционные блины. Но перед началом трапезы самая старшая в семье женщина берет горстку монет и обходит всех с молитвой о том, «чтобы бог принял его просьбу в роще». Только после этого можно идти праздник.
Монеты нужно мыть
С голыми руками на моления не приходят. Каждая семья несет с собой в рощу блины, мед, свечи, ложки и контейнеры для мяса жертвенных животных. Также зачастую верующие приносят с собой монеты. Но важно, чтобы они были заранее помыты. Считается, что боги не примут нечистое.
Основная часть молений проходит у трех деревьев. Именно к ним выстраивается очередь. Люди подходят к жрецам и поизносят просьбы. Для каждого из божеств — свою.
После того как каждый произнес свою личную начинается общее моление. А затем присутствующие делятся едой, которую каждый принес из дома, тем самым освятив ее. Помощники жрецов, в свою очередь, раздают мясо, которое обрело целебные свойства (как верят марийцы) после прошедших ритуалов.
Ранее: Как марийцы празднуют Новый Год (Шорыкйол): языческие обряды, существующие по сей день